Константин Лашков: «Я поведу тебя в музей» — Фонд «Земля Нижегородская»

Благотворительный фонд
«Земля нижегородская»

Н.Новгород, Нижне-Волжская наб., 7/2, оф. 22
(831) 430-28-15, zhar-ptica27@yandex.ru

Н.Новгород, Нижне-Волжская наб., 7/2, оф. 22
(831) 430-28-15, zhar-ptica27@yandex.ru



(831) 430-28-15

Нижний Новгород,
Нижневолжская наб.,7/2,
2 этаж, офис 22

zhar-ptica27@yandex.ru


Константин Лашков: «Я поведу тебя в музей»

Опубликовано

Перед учителем-организатором исторического похода «Дорога Единства», на мой взгляд, стоит задача не обрушить лавину информации на школьников, не перегрузить, не превратить в увеселительную прогулку, а зажечь в каждом сердце искру интереса к истории родного города, которая со временем разгорится в чувство любви к Отечеству и в свой час отзовется истинным подвигом.

В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
— Я поведу тебя в музей! —
Сказала мне сестра.

С. Михалков

Эти строки Сергея Михалкова помнят, наверняка, многие представители старшего поколения. Казалось бы, что проще, — вместо уроков пойти с классом в музей или на экскурсию. Многие родители сегодняшних школьников даже возмущаются: «Наша классная никуда с детьми не ходит! Вот в наше время…» Действительно, учителя редко ходят на экскурсии с детьми. И дело здесь не только в денежных затратах и сложности подготовки документации по безопасности. Школьная экскурсия – это результат продолжительной работы с коллективом класса и родителями детей. Для того чтобы «выход в город» стал ярким и запоминающимся событием, необходимо предусмотреть множество нюансов и особенностей. Я не пытаюсь дать какие-то методические рекомендации, просто хочется поделиться некоторыми наблюдениями, которые накопились за десятилетия работы с детьми. 

Для детей экскурсия – это всплеск эмоций, освобождение от уроков, некое расслабление, необязательно для посещения мероприятие. Вот и звучат реплики: «а можно я не пойду?», «а я там сто раз была!», «а мы с родителями в это время на дачу поедем». Школьники воспринимают экскурсию не как учебное занятие, а как развлечение. Поэтому учителю необходимо объяснить и доказать необходимость каждого мероприятия, мотивировать учеников на серьезную умственную, аналитическую работу, иначе все превратится в балаган и бесцельно проведенное время. 

Одна моя опытная коллега говорила: «Поздно делать замечания детям в зрительном зале. Поведение детей в театре – это результат воспитания». Если школьники не умеют себя вести в общественных местах, не приучены семьей к уважению к старшим, к окружающим, то лучше отказаться от экскурсии, какой бы интересной и занимательной она не казалась взрослым. Наблюдал группу подростков при посещении одного монастыря. Учительница старается, рассказывает, объясняет, а у экскурсантов при этом отсутствующие лица, зевают, переговариваются. Удручающее зрелище. Еще большее неприятие вызвала одежда школьников. Они же отдыхают, а потому одеты очень свободно: худи, капюшоны на головах, косметика и вызывающие аксессуары явно сомнительной субкультуры. А у взрослых две позиции: одни снисходительны — «они же дети, они же не в школе», а другие негодуют — «как же так можно?». Помню, когда сам учился в шестом классе, мы ездили на экскурсию в Болдино и, возвращаясь, остановились в селе Выездном. Сопровождающие нас повели в храм, где уже началась вечерняя служба. Мы в красных галстуках стайкой потихоньку рассматривали старинный иконостас и паникадила. Старушки-прихожанки стали недовольно шушукаться, но одна из них сказала: «Ничего, пусть посмотрят». 

На мой взгляд, готовясь к экскурсии, обязательно надо обсудить с учениками вопрос внешнего вида и правил поведения: в чем идти, как себя вести, что недопустимо. Все это — проявление общей культуры. Если мы собираемся на учебную экскурсию, то и настрой должен быть соответствующий — на приобретение знаний. Безусловно, организуя экскурсию, необходимо учитывать возраст и интересы детей. 

Приведу еще пример: родители организовали экскурсию в Нижегородский художественный музей, пригласили экскурсовода познакомить детей с музейными шедеврами. Музейный работник подводит шестиклассников к знаменитому полотну Бориса Кустодиева «Русская Венера». Сначала один, подтрунивая над девчонками, начинает смеяться, затем девчонки начинают насмехаться над парнишкой, потом начинается такой хохот… Теперь они уже в одиннадцатом классе, а смеются до сих пор. А почему это происходит? Музейные экскурсоводы не всегда знают возрастные особенности детей и уровень познаний школьников. Некоторые музейные работники во время экскурсии прибегают к методу эвристической беседы, начинают задавать вопросы, как им кажется, по школьному курсу, а в результате слышат лишь невразумительные ответы. И многие взрослые делают скоропалительные выводы, — мол, в школе ничему не учат, во всем ЕГЭ виновато. Уверяю, что это не так. Просто взрослые забывают, какими были они в этом возрасте. 

Все меняется и, к сожалению, не в лучшую сторону. В конце прошлого века в монументальном искусстве наметилась тенденция на создание камерных памятников выдающимся людям. Появилась мода фотографироваться в обнимку с бронзовой знаменитостью. В результате стерлось трепетное отношение к мемориалу. Но школьник даже младших классов должен понимать, что МЕМОРИАЛ от слова «ПАМЯТЬ», он должен осознавать, что герой ценой своей жизни заслужил чести быть увековеченным в бронзе. Это значит, что посетитель мемориала должен испытывать благоговейные чувства перед памятью, подвигом, молча склонить голову, разговаривать полушепотом. У нас же, к огромному сожалению, некоторые родители поднимают ребенка-школьника на постамент, сажают на плечи… Удручает, что, к примеру,памятник Максиму Горькому на благоустроенной набережной Федоровского утратил авторский замысел скульптора и превратился в скалодром для детишек. Или выставка оружия в Кремле: да, нижегородцы любят технику, выставленную в кремле, не одно поколение юных горожан испытало на себе крепость брони танков и самоходок, но то, что позволительно в младшем возрасте, абсолютно недопустимо в среднем и старшем школьном возрасте. Выставка военной техники в кремле – это мемориал «Горьковчане – фронту», это место памяти о тех тружениках тыла, что ковали победу в тылу. 

Успех школьной экскурсии зависит от многих факторов: от погоды, времени суток, от дня недели. Была такая история: родители организовали экскурсию в знаменитый отдаленный монастырь. Оказалось, что это был день большого церковного праздника с участием первых лиц страны. Нашу группу провели по обители, все рассказали, показали, но огромное скопление людей, ограничения к некоторым объектам помешали созданию у детей целостного представления об истории этого места.

Наш город необычайно красив, в нем сосредоточено большое количество памятных мест, музеев, памятников, мемориалов, поэтому Нижний Новгород обладает огромным воспитательным и образовательным потенциалом. Неслучайно в последние годы поток туристов в Нижний Новгород неизменно увеличивается. Безусловно, памятные места нашего города надо превращать в образовательные площадки. Фонд «Земля нижегородская» делает для этого многое. Информационные стенды, уличные экспозиции, GR-коды на объектах культурного наследия, выставки под открытым небом – все это позволяет расширить знания нижегородцев и гостей города о прошлом. Посещение исторических мест учащимися в рамках школьной экскурсии становится уроком патриотизма на всю жизнь.

Маршрут исторического похода «Дорога Единства» сложный и многогранный. За каждым объектом этого маршрута скрыты огромные пласты истории, судьбы и подвиги людей. Поэтому перед учителем-организатором исторического похода «Дорога Единства» стоит задача не потеряться в этом море информации, не обрушить лавину информации на школьников, не перегрузить, не превратить в увеселительную прогулку, а зажечь в каждом сердце искру интереса к истории родного города, которая со временем разгорится в чувство любви к Отечеству и в свой час отзовется истинным подвигом.

Константин Владимирович Лашков,

учитель истории школы №22



603001, Нижний Новгород,
Нижневолжская набережная, 7/2,
офис 22

(831) 430-28-15

zhar-ptica27@yandex.ru


Модернизация сайта проводится при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив