Андрей Кузнецов: «В 1611 году начинается путь в бессмертие» — Фонд «Земля Нижегородская»

Благотворительный фонд
«Земля нижегородская»

Н.Новгород, Нижне-Волжская наб., 7/2, оф. 22
(831) 430-28-15, zhar-ptica27@yandex.ru

Н.Новгород, Нижне-Волжская наб., 7/2, оф. 22
(831) 430-28-15, zhar-ptica27@yandex.ru



(831) 430-28-15

Нижний Новгород,
Нижневолжская наб.,7/2,
2 этаж, офис 22

zhar-ptica27@yandex.ru


Андрей Кузнецов: «В 1611 году начинается путь в бессмертие»

Опубликовано

Лекторий «Дороги Единства»

«Воззвание Минина» Константина Маковского — это великое произведение о великом Минине и всем российском народе

В Нижегородском художественном музее в зале экспозиции картины Константина Маковского «Воззвание Минина» историк Андрей Александрович Кузнецов прочел студентам Нижегородского индустриального колледжа лекцию об исторических событиях, которые так талантливо и провидчески с точки зрения развития исторического знания XX века изобразил Константин Егорович Маковский. 

Друзья! Принимая во внимание ограниченность отведенного на лекцию времени, мы пройдемся по основным линиям сюжета картины Константина Маковского «Воззвание Минина». Перед вами — историческое произведение, а не только произведение мировой и российской художественной культуры. Я второй раз выступаю в этом зале перед шедевром Константина Егоровича Маковского, что налагает на меня серьезную ответственность. Первый раз я выступал здесь шесть лет назад, когда художественный музей щедро представил нам этот зал для презентации книги о Кузьме Минине. Сегодня я выступаю посредником между автором картины и вами, которым идти дальше, созидать Россию, а потому вам нужно знать и понимать смыслы, заключенные художником на этом полотне. 

Что же мы видим? Мы видим воззвание Минина к нижегородцам, с которого начался в начале XVII века выход, подъём России из бездны, потому что к осени 1611 года России уже просто не было, о чем я расскажу подробнее. Почему это творение великое? Потому что великое произведение искусства — будь то книга, скульптура, картина — переживается каждым поколением по-своему. Вы не сразу, не до конца поймете все смыслы, заложенные художником в картину, но когда они начнут открываться Вам, то станут Вашими, пройдут с Вами через всю вашу жизнь, и вы ещё найдёте в картине то, что мое поколение не угадало, потому что каждое поколение решает свои вопросы смысла жизни. 

Со времени первого показа картины «Воззвание Минина» в 1896 году в Нижнем Новгороде на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке, прошло уже четыре поколения. Четыре поколения смотрят на эту картину, вдохновляются, руководствуются ею в жизни. Теперь смотрите на нее вы, и важна ваша логика понимания этой картины. А чтобы понимать, нужно знать глубокий смысл этого творения. 

Сорок пять лет назад вышла замечательная книга искусствоведа Ларисы Ивановны Помыткиной «Воззвание Минина», посвященная анализу картины К. Е. Маковского. С учетом всех известных на тот момент данных книга давала ключ к пониманию картины вашими бабушками и дедушками. Время шло, и в 2012 году мы с Ларисой Ивановной Помыткиной спорили: я говорил, что некоторые вещи в ее толковании устарели, появились новые данные, касающиеся истории, — так родилась наша совместная книжечка, в которой опубликованы две наши статьи. Так столкнулись два поколения — мое и Ларисы Ивановны, которой уже нет. Теперь вам, юным, о картине толкую я, используя наработки Ларисы Ивановны Помыткиной, которые не устарели и выдержали испытание временем, и, добавляя новые сведения, которые добыли историки за последнее время. 

Важно знать, что каждому подлинному произведению искусства присуща важная особенность. Оно включает в себя не только те смыслы, которые закладывал в них художник, творец, автор, понятные его современникам. Есть такая теория в эстетике: следующие поколения тоже находят в великих произведениях какие-то новые смыслы — те, о которых даже не знал их создатель. Давайте попробуем постичь смыслы, которые угадал, но не мог ещё выразить словами художник Маковский. Что он воплотил на полотне? Почему эта картина привлекает всех нас? 

Когда Константин Егорович Маковский представил «Воззвание Минина» — самое большое полотно в России на историческую тему — он настолько опередил свое время, что картину даже не поняли. Ее не понял царь Николай II, хотя позднее выделил деньги на ее приобретение и для помещения её в Нижнем Новгород. Царь не понял до конца сюжет изображения, хотя он очень ценен и знаменателен для династии Романовых — с воззвания Минина начался их приход к власти. 

Нужно сказать несколько слов о самом художнике. Константин Егорович Маковский начинал свой путь в искусстве с художниками-передвижниками. Они, — открывшие российской публике (и нам) неизъяснимую прелесть русской природы и нашу историю. Движение передвижничества началось с картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Что на ней изобразил художник? Русский пейзаж, ранняя весна, проплешины земли на снегу, покосившиеся березки, сероватое небо, гнезда грачей — разве может все это быть предметом высокого искусства? Оказалось, может. Люди застывали и застывают по сей день перед этой картиной, потому что это наше, это родное. Еще одна изумительная картина А. К. Саврасова под названием «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» находится в коллекции нашего Нижегородского художественного музея. Обязательно сходите и посмотрите на нее. Вроде бы все знакомо, ничего особенного, а глаз от картины не отвести.

Итак, передвижники открыли прелесть русской природы, от которой щемит сердце русского человека, а еще они стали открывать для широкого зрителя российскую историю. Об истории пишут, говорят, исследуют — это делают профессиональные историки. Но историю можно еще и визуализировать, подавать ее так, что это будет даже мощнее и убедительнее, чем рассказ историка. Картину посмотрят все, кто пришел в музей, а чтобы потянуться на полку за книгой историка, нужна дополнительная мотивация. 

Что было известно историкам конца XIX века и Маковскому о Кузьме Минине? Да практически ничего — всего пять лет жизни! Кузьма Минин появляется в 1611 году (и об этом рассказывает картина), а в 1616 году он умирает на обратной дороге из Казани в Москву. Когда он родился, где он жил — этого мы не знаем. Удалось установить только некоторые факты о его семейной жизни: на его сыне Нефеде род прервался, потомков не было, к сожалению. Что говорил Минин на площади, мы тоже не знаем. В источниках обнаруживаются 5 вариантов речей, но источники эти созданы спустя десятилетия после этого события, поэтому содержание речи предположительное. Но главные мотивы, которые «выжимают» историки из этих вариантов речей таковы: нужно помочь Московскому государству и изгнать иноверных (католиков), для чего нужно собрать деньги на ополчение. Это все, чем располагал Маковский, приступая к работе над исторической картиной, которая должна была затронуть до глубины души любого человека в России (и не только). Понятно, что художник Маковский не хотел создавать плакат с очевидным смыслом. Он стремился рассказать будущему зрителю о глубинном значении подвига Кузьмы Минина и нижегородцев, его связи с современностью. Известно, великий художник И.Е. Репин тоже брался за тему Минина, но у него ничего не получилось. О картине Репина знают специалисты, но для уровня дарования Репина она оказалась неудачной, только иллюстрацией к истории, но никак не произведением о российском духе и понимании России. А вот Константин Егорович Маковский эту задачу воплотил гениально. 

Всмотримся в картину. В центре ее на бочке стоит Кузьма Минин, рядом у столика дьяк, ведущий опись всего, что сдают нижегородцы в своеобразный «фонд обороны» на сбор ополчения ради спасения Москвы. Известно, что дьяков было два — Пятой Ивлиев и Микита Бестужев (Маковский изображает одного). Справа от стола — священник в очках (в XVII веке очки уже были) — это самое влиятельное духовное лицо в Нижнем Новгороде настоятель Нижегородского Печерского монастыря Феодосий, который читает грамоту Гермогена. Мы видим крестный ход, во главе которого реальный исторический персонаж — настоятель Спасо-Преображенского монастыря Савва Ефимьев, мы видим, что за ним несут икону Казанской Божией Матери, а рядом с Кузьмой Мининым изображен воевода Звенигородский. Он, вроде бы, должен быть главным, но, оказывается главный не он, потому и грустит. 

Из того, что я сейчас сказал, Вы поняли, что на картине Маковский изобразил сразу три разновременных сюжета. События, изображенные на картине, происходили в разное время: сначала приходит грамота Гермогена в Нижний Новгород, ее зачитывает Феодосий, и призыв Гермогена услышал и Кузьма Минин. Он под влиянием грамоты, спустя некоторое время, выступает перед нижегородцами, и лишь затем нижегородцы начинают сбор пожертвований на сбор ополчения. 

Таким образом, на картине использован очень сложный прием для одновременного изображения нескольких сцен. Изобразить все эти сюжеты отдельно было бы невозможно — нижегородцы слушают грамоту (представьте это себе), потом слушают призыв Кузьмы Минина (он говорит, а все стоят и внимают), впечатляются, пробуждаются к действию — всё это статичные сюжеты и образы. А Маковский органично соединил эти три сюжета. Центральная фигура — Кузьма Минин, его речь, а вокруг него вращаются все события, происходящие в Нижнем Новгороде до и после речи. Первооткрывателем этого приема Маковский не был. Такой художественный ход издавна присущ русской иконописи. Жанр житийной иконы был хорошо знаком Маковскому: когда в центре иконы изображается святой, а по рамке, в так называемых клеймах, идут разные сюжеты из его жизни. Известна и средневековая книжная миниатюра, в которой тоже использовался этот прием. Вспоминается, к примеру, миниатюры, относящиеся к свержению ордынского ига в 1480 году — «Стояние на Угре». На миниатюре изображается подход русских войск к реке Угре (их ждут ордынцы), а ниже — битва русских с ордынцами; в обеих сценах действуют одни и те же персонажи. Но смотрится все это убедительно, понятно. Итак, Маковский изобразил на картине три события одновременно, что не удавалось никому их художников.

Образ Кузьмы Минина на картине Маковского — самый историчный в российской истории и культуре — символизирует народ. Даже в художественной литературе, пожалуй, нет такого образа Кузьмы Минина. Приблизился к нему только Александр Николаевич Островский в своей пьесе «Козьма Захарьич Минин-Сухорук». В художественных книгах XX века образ «спасителя Отечества» довольно блеклый. В советском историческом фильме «Минин и Пожарский», снятом в 1939 году по повести Виктора Шкловского, Кузьма Минин тоже не слишком выразителен. А вот у Маковского получилась фигура выразительная, сильная личность. 

Кстати, художник очень долго искал типаж для изображения Кузьмы Минина. Маковский много раз приезжал в Нижний Новгород, искал и место (никто не знает, где выступал Кузьма Минин). Место у подножия Ивановской башни, выбранное Маковским, — это некое допущение художника, это версия, но она сейчас главная, благодаря его картине. Художник консультировался с нижегородскими и столичными историками, он знал, что Минин был избран земским старостой Нижнего посада, а это значит, что где-то рядом с Нижним посадом должен быть его дом. То, что земская изба действительно находилась ближе к Волге, открыл только во второй половине XX века историк Игорь Александрович Кирьянов. Магистрат времен Петра I находился там же, на месте земской избы на улице Магистратской. Маковский этого не знал, но интуиция исследователя его не подвела, и он воспроизвел на картине исторические события именно у подножия Ивановской башни. Он угадал, что церковь Рождества Иоанна Предтечи была в те времена деревянной, а не каменной. Ивановская башня Нижегородского кремля находилась в полуразрушенном состоянии, поэтому Маковский воспроизвел на картине башню Московского кремля. Научная реставрация Нижегородского кремля начнется только во второй половине XX века под руководством выдающегося архитектора-реставратора Святослава Леонидовича Агафонова, и только тогда мы узнаем, как достоверно выглядел Нижегородский кремль. 

Есть легенда, что выбирая натуру для картины, Маковский стал свидетелем драки на улице, когда дюжий бородатый нижегородец отбивался от полицейских. Художник увидел этот жест, глаза его искали и нашли то, что было нужно. И вот Минин уже на века такой — и другим он не будет. В тяжелом 1943 году в Горьком устанавливают памятник Кузьме Минину, который создал скульптор Александр Колобов (сейчас этот воссозданный памятник находится в Балахне). Сравнивая этот монумент и картину К.Е. Маковского, замечаешь, что скульптурный образ Кузьмы Минина — это почти точная копия Минина с картины Маковского, только разные руки подняты в призывном жесте. Рука Минина была несоразмерно длинна, как и на картине. Конечно, автор имеет право на художественное преувеличение, потому что в этом впечатляющем жесте поднятой руки — призыв к спасению Отечества.

Кто же слушает воззвание Минина? Нижегородцы, конечно. А что это были за люди? Это очень длинная история, о которой постараюсь рассказать самое главное. Только совсем недавно стало известно о Волжском походе нижегородцев во главе с Федором Шереметевым. История начиналась так: в 1606 году были сформированы полки из нижегородцев и арзамассцев и направлены в Астрахань — в город, расположенный на устье Волги на самом пограничье и совсем недавно присоединенный к Российскому царству. Рядом — Персия, которой не нравится такое близкое присутствие России, рядом — вольные племена ногайцев и татар, рядом находятся и неуправляемые казаки. На этих границах нужно удерживать государственную власть. Для этого нижегородцы и добираются до Астрахани пешим и водным путем именем законного царя Василия Шуйского. Но астраханцы их не пускают, не верят, уверены, что их «царь Дмитрий» (Лжедмитрий I). Что делать нижегородцам, получившим государев приказ держать это место? Они чуть выше по Волге занимают остров Балчуг и зимуют на нем, а ветра там пронизывающие, перепад климата, бескормица, цинга, пеллагра, целый ряд инфекционных заболеваний. Но уйти они никуда не могут. Да еще отовсюду к ним лезут неприятели — и астраханцы, и ногайские татары, и казаки. Всех их нижегородцы постоянно отбивают. И только весной 1608 года приходит приказ царя Василия Шуйского срочно спасать Москву от второго самозванца — Лжедмитрия II, «тушинского вора». Нижегородцы, измученные и изможденные ранами и болезнями, пробивают врагов и доходят до Царицына (ныне Волгоград), который тоже занят воровскими казаками. Нижегородцы выбивают казаков из города и возвращают его под власть Московского царя. Но сил на большее нет, поэтому нижегородцы целую зиму стоят в Царицыне. Только весной 1608 г. они доходят до Казани, которая верна царю Василию Шуйскому. Далее идут до Чебоксар и начинают там замирять местные племена — чувашские, татарские, мордовские, марийские, которые пытаются выйти из-под власти Московского царя (да и русских изменников там хватало). Страна распадалась, и со всеми изменниками нижегородцы ведут борьбу. Если бы не нижегородцы в 1606 – 1609 гг., то после Смутного времени у нас не было бы Поволжья, и России бы не было. 

А что же тогда в Нижнем Новгороде происходит? А в Нижнем Новгороде — полная беда. В 1609 году тушинцы захватили Балахну и привели население к присяге на верность тушинскому вору Лжедмитрию II. Признал его и Арзамас, а потому Нижний Новгород оказался в полной осаде. Из Балахны исходит ультиматум нижегородцам: отказывайтесь от присяги Василию Шуйскому и признавайте царем Лжедмитрия II. От имени нижегородцев выступил настоятель Печерского монастыря Феодосий (тот самый в очках на картине Маковского), отверг ультиматум со словами: «Кто в Москве царь — тот для нас и государь!». Через год в другой ситуации почти такие же слова скажет князь Дмитрий Пожарский. Совпадение позиций совсем не случайно — именно Дмитрий Пожарский вместе с Кузьмой Мининым возглавит Нижегородское народное ополчение. 

В ответ на такую позицию нижегородцев в ноябре и декабре 1608 года возглавляемые тушинцами балахнинцы, еще и арзамасцы, пытаются взять Нижний Новгород. Бои идут со всех сторон, нижегородцы отбивают по нескольку штурмов в день (хорошо, что арзамасцы и балахнинцы не объединились). Но силы таяли, и казалось, что в самом конце 1608 года город падёт. И вдруг в один из дней воевода Репнин слышит звук ожесточенного боя где-то в районе Кстова и не может понять, в чем дело. Он решает сделать вылазку и направить отряд во главе с другим нижегородским воеводой Андреем Алябьевым. Отряд пробивает кольцо осаждавших город тушинцев и встречается с двумя отрядами нижегородцев, которых посылает Шереметев из Чебоксар, узнав о тяжелом положении Нижнего Новгорода. Они входят в Нижний Новгород.

И сразу ситуация изменилась: уже на следующий день, когда балахнинцы, присягнувшие «тушинскому вору», попытались взять штурмом Нижний Новгород, были не просто отбиты, но «на плечах» балахнинцев, как было написано в исторических документах, нижегородцы их «топтаху и втоптаху» в саму Балахну. Нижегородцы захватили в Балахне активных изменников, кого-то казнили, кого-то привезли в Нижний Новгород и здесь повесили. 

А дальше начинается «зачистка» территории вокруг Нижнего Новгорода в радиусе 150 — 250 километров. Нижегородцы бьются со всеми врагами. Они даже сумели победить непобедимого и жестокого пана Лисовского. Это еще одно открытие историков последних лет, когда нижегородцы во главе с Мисюрем Соловцовым на Мамшин-острове на Волге (ныне Ивановская область) разгромили арьергард войска Лисовского. Кстати, подпись выборного из Нижнего Новгорода Мисюря Соловцова стоит на «Грамоте об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова». Мисюрь Соловцов вместе с другими выборными Нижнего Новгорода был участником Московского Земского Собора 1613 года. С внешней стороны Михайло-Архангельского собора, справа от входа, стоят две плиты со славянской вязью — одна из плит — надгробная плита отца Мисюря Соловцова — знак нам из прошлого. 

Вот такой боевой народ — нижегородцы. И эти «железные», боевые люди должны были не только услышать клич Минина, но и внять ему. Представьте боевых людей, которые закалены в боях, не знают жалости ни к врагу, ни и к себе, они только верно служат, — и они должны услышать какого-то купчишку, внять ему. А Кузьма Минин — купец, торговец мясом и рыбой, выборный староста. Услышать его могут только при одном условии — он пользуется среди них уважением и авторитетом. Минин — в гуще народа, он уважаем, он авторитетен. Только при этих условиях Кузьма Минин мог быть услышан нижегородцами! Маковский при создании своего эпохального художественного полотна не знал данных фактов о подвигах нижегородцев 1606 — 1609 годов, открытых недавно, но, тем не менее, он изобразил нижегородцев в едином порыве, все эти люди на картине символизируют весь российский народ. 

Повторю еще раз: когда Минин обращался к нижегородцам, страны России практически уже не было. Как говорит сейчас молодёжь, «достигли дна» … И непонятно кто, что и на каком языке сейчас, в 2024 году, рассказывал бы здесь о Смутном времени, если бы не подвиг нижегородцев.

Судите сами: к 1611 году польское войско во главе с королем Сигизмундом взяло Смоленск; в Москве по приглашению бояр находится польский гарнизон в Кремле и ждет польского короля; остатки Первого ополчения стоят под Москвой и непонятно что делают; Псковщина разрывается между поляками и шведами и там появляется свой самозванец Лжедмитрий III; новгородцы в Великом Новгороде уже формируют прошведское правительство, недовольные перспективой занятия Московского престола польским королем; у Марины Мнишек родился сын Иван — «Воренок», который оказывается претендентом на русский престол наряду с польским королем; в Казани русский человек Никанор Шульгин начинает формировать собственное государство в рамках бывшего Казанского ханства, прибирает к рукам Вятку и не собирается подчиняться Москве, хочет еще и Арзамасские земли подчинить… Как видим, страна развалилась, и «точка невозврата» пройдена. Затаились только те города, которые стойко держали оборону — нижегородцы, ярославцы, пермичи. Державы уже нет. Великая культура закончила свое существование… 

И нашелся один человек, который предотвратил деструктивный ход истории. Что это был за человек? Это был патриарх Гермоген, который, находясь в польском заточении в Москве, писал грамоты по всей стране с призывом не сдаваться. Но мало грамоты — нужны были люди, которые бы услышали призыв патриарха. И в августе 1611 года грамота прибывает в Нижний Новгород и её слышит Кузьма Минин. И под её влиянием призывает нижегородцев собрать ополчение. 

Так начинает подниматься вся Россия. Минина услышали боевые нижегородцы, но что такое нижегородское ополчение — это капля в море бушующей распадающейся России. Но именно в Нижнем Новгороде в 1611 году начинается путь в историю и бессмертие — ополчение создано, Пожарского пригласили возглавить ополчение, и вот оно начинает движение к Москве. При изучении истории Второго ополчения выясняется, что Минин и Пожарский не сделали ни одной ошибки. Любая ошибка уничтожила бы ополчение. В это время в Нижнем Новгороде оставались боевые воеводы, такие как Андрей Алябьев, бивший изменников и под Богородском, и под Муромом, и под Арзамасом. Выходившему из Нижнего Новгорода ополчению город отдал весь свой свинец и порох, что было страшным риском для оставшихся нижегородцев, в распоряжении которых оставалось только холодное оружие. Ополчение идет, повторю, не совершая ни одной ошибки, идет не корысти ради, а ради спасения Родины, и в ополчение начинает верить народ, верить вся Россия. Нижегородское ополчение, словно маленький комочек движется с горы, вызывая настоящую народную лавину. 

Когда в августе — октябре 1612 года нижегородцы очищали Москву от поляков, важную роль в боях сыграл и простой человек Кузьма Минин, подкрепивший звучное своё Слово Делом, отличившись в бою. Страна начала выкарабкиваться из Смуты, Россия начала возрождаться. 

Таким образом, Минин — это символ всего народа, страна верит ему и соединяется с ним. Это уникальный механизм, который есть, пожалуй, только у России. Механизм этот угадал Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир»: когда стране плохо, все слои общества сливаются в один народ, забывая о своих претензиях к друг другу, противоречиях. После Толстого этот механизм единения всего народа гениально изобразил Константин Маковский. «Воззвание Минина» — это великое произведение о великом Минине и всем российском народе.

Андрей Александрович Кузнецов — доктор исторических наук, профессор кафедры культуры и психологии предпринимательства ННГУ им. Н.И. Лобачевского, лауреат премии Нижнего Новгорода.

Текст лекции 24.01.2024 в НГХМ

Фото — Михаил Крапивин


31 января 2024 года Фонду «Земля нижегородская» исполнилось 30 лет. Благодарим друзей и партнеров за сотрудничество и доверие!


Актуальные новости

Все новости


603001, Нижний Новгород,
Нижневолжская набережная, 7/2,
офис 22

(831) 430-28-15

zhar-ptica27@yandex.ru


Модернизация сайта проводится при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив