Онлайн-викторина «Дорога Единства» — стимул для изучения истории родного города
Константин Владимирович Лашков,
учитель истории школы №22,
разработчик вопросов викторины.
Формирование гражданской идентичности — одна из основных задач воспитания подрастающего поколения. Нас объединяет общее историческое прошлое, связанное с мифами, легендами, символами, общая культура, совместное переживание эмоциональных состояний, связанных с реальными событиями в стране. Среди задач, стоящих перед учителем, следует особо отметить формирование не только знаний, но и формирование собственного отношения ученика к происходящему, готовности участвовать в общественно-политической жизни, самостоятельного выбора решений, способности противостоять асоциальным поступкам и действиям, нести ответственность за принятые решения.
Проект фонда «Земля Нижегородская» и викторина «ДОРОГА ЕДИНСТВА» способствует целенаправленному развитию чувства любви к Родине, интереса к истории своего города, воспитания чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны, формированию способности к гражданскому действию. На протяжении нескольких лет автор использует онлайн-викторины в своей работе, что позволяет быстро и эффективно обработать большее количество работ участников для выявления дефицита знаний школьников. Онлайн-викторины не могут заменять полноценное изучение истории и культуры города, а служат лишь дополнительным инструментом для формирования гражданской идентичности. Викторина «ДОРОГА ЕДИНСТВА» являетсяэффективным инструментом для формирования гражданской идентичности и стимулом для дальнейшего изучения истории и культуры своего города, а также для активного участия в общественной жизни.
Викторина помогает участникам:
- узнать больше о городе, его культурном и историческом наследии, а также о тех людях, которые сделали его таким, каким он есть сегодня
- развивать чувство гордости за свой город, понимание его значимости и роли в истории региона и страны.
- развивать эстетические чувства, видеть красоту и уникальность Нижнего Новгорода
Участники викторины могут:
- совершать виртуальные путешествия по достопримечательным местам,
- изучать исторические документы и фотографии,
- общаться с другими участниками, обмениваясь знаниями и опытом.
Участие в викторине приняли 2674 школьника, из них ответили на более чем половину вопросов верно, 1678 участников. 15 старшеклассников справились с заданиями викторины на 100%, еще 54 участника получили результат более 90%, — они и признаны победителями.
Участникам было предложено ответить на 35 вопросов разного типа: сделать одиночный или множественный выбор, установить последовательность или соответствие, определить объект по историческому фото, дать ответ в свободной форме. Вопросы были разного уровня сложности.
Дети легко ответили на вопросы о должности К. Минина, иконе-символе ополчения, подвиге В. Чкалова, «Катюше». Не вызвали особых затруднений вопросы, связанные с картиной К. Маковского, именами П. Нестерова и В. Чкалова, конструкторов оружия Победы Лавочкина и Грабина. Большинство участников смогли верно определить башни Нижегородского кремля по старым фото, а также установить название военной техники. Самими сложными оказались вопросы, которые требовали самостоятельно дать развернутый ответ: «Что означает выражение «КУПНО за ЕДИНО»?», «К чему ведет народное единство?». Оказалось сложным расположить исторические фотографии центральной площади Нижнего Новгорода в хронологическом порядке.
Викторина «ДОРОГА ЕДИНСТВА», как одна из линий одноименного проекта, призвана подвести некоторые итоги исторического маршрута, проверить насколько участники усвоили тот огромный пласт информации, переработав его в собственные знания о подвиге нижегородцев разных эпох.
Рассматривая итоги викторины, напрашиваются некоторые выводы. Организаторы экскурсий по-разному подошли к завершающему этапу проекта. В некоторых школах в викторине участвовали лишь 7-10 человек, то есть проект для них был лишь формальным разовым мероприятием. Для других школ проект стал неотъемлемой составляющей всей работы по патриотическому воспитанию. Хотя организаторы изначально предполагали участие в проекте лишь старших школьников, в викторине участвовали и пяти-семиклассники.
Созданный в поддержку проекта сайт «Дорога Единства» https://www.podorogaedinstva.ru/ позволяет совершить виртуальную экскурсию по историческому маршруту. Этим и воспользовались многие учителя, учитывая, что осенняя погода в нашем городе не совсем благоприятная. Викторина стала некоторым закреплением изученного материала, стала соревновательным стимулом для ребят, которые участвовали целыми классами в викторине. Хочется надеяться, что разработанные командой авторов проекта материалы маршрута «Дорога Единства» станут дополнительной поддержкой учителям и учащимся в изучении истории родного города и сохранение памяти о подвигах нижегородцах.
Самими сложными оказались вопросы:
Площадь была свидетелем многих исторических событий. Расположите фотографии в хронологической последовательности.
Память Минина была увековечена в Нижегородском кремле в XIX веке…
Что означает выражение, сказанное Кузьмой Мининым: «КУПНО за ЕДИНО»?
Исторически сложилось, что единство российского народа ведет …
Не вызвали особых затруднений вопросы:
В какое время года происходят события, изображенные на полотне К. Маковского?
Как называется храм, изображенный на полотне К.Маковского?
Катер «Герой» принимал участие в …
Члены экипажа Валерия Чкалова, с которыми были установлены рекорды дальности полетов …
Начало строительства Чкаловской лестницы связано с …
Горожане провожали на фронт 322 стрелковую дивизию, сформированную в Горьковском крае в дни …
Назовите имя Главного конструктора артиллерийского завода № 92, разработавшего 76-мм дивизионную и противотанковую пушку образца 1942 года — одного из лучших орудий Второй мировой войны.
Назовите имя руководителя ОКБ-21, который разработал моноплан в 1942 г., установленный в Нижегородском кремле?
Какую продукцию Горьковского автозавода любовно называли красноармейцы «Козлик»?
Установить название военной техники.
В этом здании Аракчеевского кадетского корпуса провел детские годы и учился основоположник высшего пилотажа, погибший в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран. Назовите героя.
Определить Ивановскую башню по старому фото
Легкими для участников были вопросы:
- Назовите должность, которую занимал Кузьма Минин накануне созыва ополчения
- Как называется икона, ставшая символом Нижегородского ополчения?
- Валерий Чкалов прославился…
- Какую продукцию Горьковского автозавода любовно называли красноармейцы «Катюшей»?
Проект «Дорога Единства» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов