Роман Стронгин: «России уже больше тысячи лет, и за это время многие страны и народы исчезли, а мы есть!» — Фонд «Земля Нижегородская»

Благотворительный фонд
«Земля нижегородская»

Н.Новгород, Нижне-Волжская наб., 7/2, оф. 22
(831) 430-28-15, zhar-ptica27@yandex.ru

Н.Новгород, Нижне-Волжская наб., 7/2, оф. 22
(831) 430-28-15, zhar-ptica27@yandex.ru



(831) 430-28-15

Нижний Новгород,
Нижневолжская наб.,7/2,
2 этаж, офис 22

zhar-ptica27@yandex.ru


Роман Стронгин: «России уже больше тысячи лет, и за это время многие страны и народы исчезли, а мы есть!»

Опубликовано

Прямая речь

14 октября 2023 года двум школьных группам, отправившимся по историко-патриотическому маршруту «Дорога Единства», посчастливилось встретиться у картины К. Маковского «Воззвание Минина» в Нижегородском художественном музее с наставником проекта — Романом Григорьевичем Стронгиным — доктором физико-математических наук, заслуженным деятелем науки РФ, президентом ННГУ им. Н.И. Лобачевского, вице-президентом Российского Союза ректоров, профессором, почетным гражданином Нижнего Новгорода, почетным гражданином Нижегородской области, председателем Общественной палаты Нижегородской области. Известный ученый и общественный деятель сразу отозвался на приглашение руководителя проекта «Дорога Единства» А.А. Серикова обратиться к старшеклассникам школ №171 и №141 с напутственным словом, рассказать о ценностях и высоких смыслах отечественной истории, о роли и вкладе нижегородцев — горьковчан в Победу над фашизмом. 

Предлагаем нашим читателям выступление Р.Г. Стронгина.

— Дорогие ребята! Вам часто говорят, что вы — наше будущее, а на самом деле вы — уже настоящее. Чтобы почувствовать, что же сделал Минин, начну с того, что России уже больше тысячи лет, и за это время многие страны и народы исчезли, а мы есть! И не потому, что нас никто не трогал: с десятого века по сегодняшний день в Россию совершено 250 вторжений. Предшествующие поколения выстояли. 

На картине Константина Маковского показан период Смутного времени, когда к нам вторглась очень серьезная и сильная армия поляков и литовцев. Их пытались вытолкать и в 1611 году, но не больно получалось. Нижегородское ополчение, в котором огромную роль сыграл Минин, справилось с этой задачей в 1612 году. 

А что такое ополчение? Ополчение — это люди. Люди, которым нужно обмундирование и вооружение, нужны лошади, людей нужно кормить, нужен фураж для лошадей. Кроме этого, нужно организовать их движение с отдыхом по дороге, нужно организовать боевые действия, и, что самое сложное, — нужно организовать управление освобожденной страной. Как видим, руководители ополчения должны были обладать очень многими талантами. 

Вторая важная составляющая ополчения — руководителю нужно иметь такой авторитет, чтобы масса народа тебя слушала, а это очень непросто. Что такое собрать ополчение, убедить людей отдать свое имущество, чтобы купить все, что нужно. Мало собрать имущество и средства, — нужно сделать так, чтобы это все не растащили, чтобы все пошло в дело. Для этого нужно много достойных людей. Минин это все смог сделать, будучи простым посадским человеком (второй фигурой в ополчении был князь Пожарский, но главным организатором был Минин). Поэтому роль конкретной личности в истории огромна. 

Теперь обратимся к периоду более близкому к нам. Из 250 вторжений в нашу страну много приходится на XX век — до 1945 года. Знаете ли вы кто построил первый концлагерь в России? Англичане в Архангельске в 1918 году. Английские войска, канадская артиллерия… А зачем они пришли к нам в 18-ом году? Потому что они думали, что Россия слабая, и они что-то отхватят. Эта идея была и будет у них всегда. 

А кто-нибудь из вас знает, когда мы закончили воевать с басмачами в Средней Азии? Только в 1935 году. 

А 90 тысяч японских войск на Дальнем Востоке в 20-е годы? Они думали, что все будет хорошо, но пришлось уйти и им, и американским войскам. Останавливаться на этом не буду, а перейду к 1941 году.

Все ли понимают с кем мы воевали в 1941 году? Это были армия Германии, армия Италии, венгерская армия, румынская армия, финская армия, армия Словакии (Чехословакию Гитлер разделил в 1939 году). Болгары тоже были в гитлеровской коалиции, но их войска на наш фронт не послали — боялись, что они не так себя поведут, как нужно Гитлеру… Итак, вся континентальная Европа (Англия — уже не континент) участвовала в войне против нашей страны. А кто давал руду Гитлеру? Норвегия давала 70% руды. А через кого шел бензин для авиации? Через Португалию и Испанию. Кстати, Испания была нейтральной, но послала две дивизии добровольцев — для них даже сшили отдельную голубоватую форму, поэтому и назывались они Голубыми дивизиями. У Гитлера было два миллиона добровольцев (!), одетых в немецкую форму. Из этих двух миллионов добровольцев было 27 тысяч французов, 10 тысяч бельгийцев, 60 тысяч поляков и других, которые попали к нам в плен. А почему они все пошли добровольцами? Гитлер заставил? Нет, они искренне верили, что он победит, поскольку к тому времени он захватил уже всю Европу, а они тоже ухватят свой кусок. Поэтому в 1941 году на нас накатилась вся эта армада. 

А что же мы? Мы пытались отложить эту войну. Советское правительство делало все, чтобы не спровоцировать Гитлера. Мы держали наши самолеты на военных аэродромах открытым, не маскируя, поэтому в первый день войны мы потеряли тысячу самолетов (вы представляете что такое произвести тысячу самолетов?). Мы потеряли очень много артиллерии, мы были не вполне организованы, мы не развернули заранее войска (чтобы не провоцировать). Их самолеты-разведчики летали, все у нас снимали — мы их не трогали… Но врага уговорить нельзя. Больше так мы не делаем. Но первые потери были огромны. 

Вернемся мысленно к Минину и зададимся вопросом — как же мы выстояли в Великую Отечественную войну? Чтобы воевать и противостоять такому подготовленному врагу, нужно было оружие, как и в 1612 году. Горьковская область в Великую Отечественную войну дала треть всего вооружения. Только вдумайтесь — гигантская армия огромной страны, миллионы солдат нужно было вооружить, — и наша область дает треть вооружения. 

Нужно помнить, что у нас были вещи, к которым мы были хорошо готовы — на «Красном Сормове» делали подводные лодки. Приведу только один пример: в Кремле на выставке «Горьковчане — фронту» вы увидите рубку подводной лодки С-13. Вот эта самая подводная лодка 30 января 1945 года под командованием капитана третьего ранга Александра Ивановича Маринеску потопила огромный немецкий корабль «Вильгельм Густлофф», на котором было семь тысяч военнослужащих, в том числе и подводников, из которых можно было сформировать 80 экипажей подводных лодок. Гитлер не мог этого простить тем, кто охранял корабль — расстрелял начальника конвоя, Маринеску объявил своим врагом… 

Лодки у нас были, но не было снарядов. Кто читает художественную литературу знает, что в начале войны немцы выстрелят из пушки десять раз, а мы — только один. И снаряды мы потом сделали, и бомбы. К примеру, на заводах Дзержинска выпустили каждый второй снаряд и каждую третью бомбу.

В начале войны у нас не было взрывчатки, потому что она осталась на западных территориях (мы много успели эвакуировать заводов на Восток страны, но не всё). В городе Дзержинске остался завод по производству взрывчатки, и ему было поручено в самом начале войны в пять раз поднять производство. А чтобы сделать сырьё для взрывчатки, нужны колонны высокого давления. Ну кто вам сварит в 41-ом году колонны высокого давления? Тогда молодой инженер Василий Владимирович Святухин (я застал его еще живым) нашел выход (что значит нельзя? воля либо есть, либо нет). Он сказал, что может сделать эту колонну (реактор) из ствола главного калибра линкора «Марат», затопленного в гавани Кронштадта. Он летит в блокадный Ленинград, тысячи людей ему помогают. Голодные водолазы достают два ствола, по «Дороге Жизни» ночью их вывезли и переправили в Горький на завод «Двигатель революции», расточили, смонтировали на более производительной установке. В конце 1942 года установка вышла на заданную мощность – 5000 тонн в год. Это только один эпизод настоящего инженерного подвига. Но, как видите, свои Минины с единомышленниками есть в любую эпоху. 

Когда немцы наступали под Ленинградом, артиллерии не хватало. В немецкие танки наши солдаты бросали бутылки с зажигательной жидкостью. Только вдумайтесь что это такое: на вас идет танк, вы прячетесь в окоп, танк проходит над вами, сзади идет немецкая пехота, а вам надо успеть чиркнуть бутылку, подняться в рост и бросить бутылку в танк. Какое нужно было иметь мужество! Если все удачно — танк загорится… Но при минус 15 градусах мороза эти бутылки замерзали, а зима 1941 года была холодной. Эту задачу тоже решили в Дзержинске в 41-ом году: 3 июля выступал Сталин, а 4 июля была организована заводская лаборатория, которая создала «русский напалм» — жидкость, которая загорается, когда разобьется бутылка. Погасить ее было нельзя, она замерзала только при минус 40 градусах. И даже когда уже появилось достаточно пушек, эти бутылки все равно играли роль на фронте, потому что через лес пушку не протащишь, а две бутылки в карманах пронесешь (только чтобы не разбились — иначе не спасешься). 

Фронту нужны были танки — наша область выпустила каждый третий танк во время войны. Но проблема состояла в том, что мы строили корабли, подводные лодки, но мы никогда не делали танков — танки Т-34 делали в Харькове, где находилось и конструкторское бюро. Харьковский завод эвакуировали на Урал, а Сормовскому заводу поручили выпускать танки в начале июля, и даже дали план сколько нужно выпустить в сентябре 41-го, в октябре… Тяжелейшая производственная технологическая задача. Не было «родного» двигателя — поставили авиационный. А что значит сделать башню танка? Это значит отлить все как одно целое, для чего построить специальный корпус. Невозможно представить, но все было сделано. На танк идет броневой лист — из этой стали можно сделать двадцать грузовиков. Танки наши имели броню сначала 45 мм, потом 60 мм, потом 90 мм. Броня только наращивалась, и освоена эта технология была в Горьковской области. У танка есть траки, из которых сделаны гусеницы, это особая сталь, — но они идут по земле, поэтому будут ломаться. В Горьковском государственном университете был ученый — Широков, который придумал прибор, позволяющий найти трещины в этой стали. Нашли трещины — значит, нужно переделывать. Широков потом стал ректором университета. И таких задач было решено огромное количество. 

Далее. У нас была авиация. Самолет Лавочкина (ла-7) вы увидите в Кремле. Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин летал, в том числе, на самолете Лавочкина. У самолета появились алюминиевые части, которые нужно было спаивать. Флюс, которым спаивали алюминий, делали в Одессе, которую занял враг. Тогда другой доцент нашего университета — Коршунов — сумел из нашего сырья создать флюс для спаивания алюминия. Коршунов после Широкова тоже стал ректором университета. Как видим, вузы тоже участвовали в выполнении государственного задания. 

Война требует объединения усилий. Тогда никто не говорил — «мне некогда» или что-то подобное. Те, кто работал на заводах, — домой не приходили неделями, спали в цеху, в КБ. Через какое-то время, после 1943 года, мы уже танков делали больше, чем немцы; пушек больше производили, чем немцы, и наши пушки были лучше немецких. Победа стала возможна только благодаря колоссальному единству народа.

Еще приведу пример трудового героизма народа. Армию и рабочих на заводах нужно было кормить. Но мужчин забрали, трактора забрали. Женщины и дети на том, что осталось, выращивали хлеб, в основном, рожь. Правительство должно было продумать такую систему управления, которая смогла бы все эти задачи охватить и организовать. Сталинградская битва. Немцы, конечно, считали, что они отбросят нас за Волгу. Чтобы снабжать армию, нужно было по нашему берегу Волги гонять эшелоны. Что сделали? Сняли шпалы и рельсы с БАМа, который строили еще до войны, поставили рокадную железную дорогу, под бомбежками все перевозили… Это все надо было организовать. 

Великая Отечественная война была великой школой для всего. Техника двинулась вперед. То, что вы увидите в Кремле, — только маленькая часть того, что выпускалось в годы Великой Отечественной войны на заводах города Горького и области. К примеру, автоматы производили даже на мельницах. Вот вчера была мельница, а сегодня на ней делают автоматы: надо было обучить рабочих, создать технологии для производства. Это гигантское напряжение и настоящий героизм. Именно поэтому Нижний Новгороду присвоено высокое звание Города Трудовой Доблести. 

Вот и вам предстоит все это пройти, потому что за вас никто это не сделает. Кто-то из вас должен будет научиться управлять, возглавить процесс, кто-то должен будет научиться работать в команде. 

Напомню, что американцы начали воевать с немцами в Африке за колонии. Союзники только в 1944 году пришли в Европу, когда увидели, что мы и без них справимся. У них была задача нас остановить. И не будет проще. 

И последнее. Война и Победа дали нам семьдесят лет мира. Это только кажется, что так будет всегда. Для истории семьдесят лет — это просто ничто. В 41-ом году выпускники наших школ тоже танцевали на выпускных вечерах строили планы, кто-то собирался ехать в Крым отдохнуть, кто-то думал о том, какое вино сделает из своего винограда… Но через несколько месяцев немцы были под Москвой, и враг не спрашивал о наших планах. Врага уговорить нельзя. Поэтому никакого другого варианта, кроме объединения ради благого дела, у нас нет. 

Спасибо вам за внимание! 

P.S.

И еще о взрывчатой жидкости. Когда готовился этот материал, в издании 1977 года «Горьковчане в Великой Отечественной войне» нашлась информация как раз о боях за Ленинград в 1941 году. Среди имен горьковчан, героически проявивших себя на полях тех сражений, описан подвиг рядового Ивана Ивановича Демина, до войны работавшего в Красных Баках. 5 августа 1941 года в газете «Известия» было опубликовано стихотворение Александра Прокофьева «Баллада о красноармейце Демине». Приводим несколько строк из него: 

«… Хочу, чтоб понятно было всем,

И стих не хочу тянуть…

Пятнадцать метров…

Десять… Семь

Осталось танк рвануть.

И счет на секунды ведется, не лгу.

Тут песню бы надо сложить

О том, как крикнул Демин врагу:

— Не жить тебе, гад, не жить!

Мы, что завоевано, не сдадим.

Об этом знает любой.

И вновь против танка один на один,

Превозмогая боль,

Демин стоит, и кровь течет,

Ненависть бьет ключом,

Бутылка с горючим летит в броню,

Танк предает огню…»

Архивные фотографии — из книги «Горьковчане в Великой Отечественной войне».

Марина Полевая


31 января 2024 года Фонду «Земля нижегородская» исполнилось 30 лет. Благодарим друзей и партнеров за сотрудничество и доверие!


Актуальные новости

Все новости


603001, Нижний Новгород,
Нижневолжская набережная, 7/2,
офис 22

(831) 430-28-15

zhar-ptica27@yandex.ru


Модернизация сайта проводится при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив