Геннадий Суворов: «Есть такие детали, которые в учебниках не найдешь» — Фонд «Земля Нижегородская»

Благотворительный фонд
«Земля нижегородская»

Н.Новгород, Нижне-Волжская наб., 7/2, оф. 22
(831) 430-28-15, zhar-ptica27@yandex.ru

Н.Новгород, Нижне-Волжская наб., 7/2, оф. 22
(831) 430-28-15, zhar-ptica27@yandex.ru



(831) 430-28-15

Нижний Новгород,
Нижневолжская наб.,7/2,
2 этаж, офис 22

zhar-ptica27@yandex.ru


Геннадий Суворов: «Есть такие детали, которые в учебниках не найдешь»

Опубликовано

Актуальное интервью с наставником маршрута «Дорога Единства»

После общения в Нижегородском кремле с участниками историко-патриотического маршрута «Дорога Единства» — студентами Нижегородского индустриального колледжа — наставник проекта Геннадий Александрович Суворов ответил на вопросы нашего корреспондента.

— Геннадий Александрович, сегодня перед первокурсниками индустриального колледжа вы выступили в роли наставника. Вы — общественный деятельвходите в состав Общественной палаты Нижегородской области,в недавнем прошлом крупный руководитель производства, чиновник высокого ранга, преподаватель высшей школы и признанный знатокаистории, становления и развития всех крупнейших промышленных предприятий Нижнего Новгорода. По долгу службы и зову сердца вы всю жизнь общаетесь с подрастающим поколением. Интересна ваша оценка маршрута «Дорога Единства».

— Высоко оцениваю этот проект, поэтому с удовольствием принял предложение своего коллеги по Общественной палате Нижегородской области Александра Алексеевича Серикова выступить наставником историко-патриотического маршрута и провести экскурсию для студентов на выставке оружия в Кремле. Более того, не понимаю почему этот проект у нас не появился раньше. Очень важный, очень нужный и своевременный проект. Многие студенты и школьники, которые приходят в Нижегородский кремль по маршруту «Дорога Единства» на выставку вооружения, вообще впервые узнают о том, что происходило у нас на территории Горьковской области и какие виды оружия для фронта выпускались в годы Великой Отечественной войны.

— Заинтересовала эта тема студентов? Слушали со вниманием?

— Должен сказать, что студенты индустриального колледжа, расположенного в Автозаводском районе, слушали широко раскрыв глаза о событиях, происходящих на Автозаводе в тот героический период времени. К сожалению, они не знали того, что Горьковский автомобильный завод был построен всего за восемнадцать месяцев, не знали и о том, какие колоссальные усилия предпринимались народом на площадке бывшей деревни Монастырки, чтобы за такой короткий срок появился автомобильный гигант. А о таком героическом прошлом следует знать молодежи. Рассказал ребятам о том, что в предвоенные годы был построен не только автомобильный, но и авиационный завод, машиностроительный (тогда он назывался артиллерийским, заводом «Новое Сормово», так как отпочковался от завода «Красное Сормово»), станкозавод. Все объекты просто колоссальные.

— Прежде, чем рассказать о видах вооружений, выпускавшихся на предприятиях Горького в годы войны, вы затронули целые пласты истории?

— Чтобы у студентов сложилась объективная картина, конечно, мы затронули разные темы. Студенты с удивлением узнали, что в 1920 году численность населения Нижнего Новгорода составляла всего около 200 тысяч человек — по современным меркам город-то был небольшой. Задал вопрос ребятам: как, на их взгляд, можно было создать такую мощную индустриальную базу при населении в 200 тысяч? Рассказал им подробно о том, как самоотверженно работали люди, как совершили невозможное. В ответ — восторг в глазах, изумление. Напомнил, что механизмов было мало, их катастрофически не хватало, поэтому использовался в основном ручной труд, в том числе и на строительстве автозавода (начинали с трех экскаваторов, а  позже появилась и другая техника).

— Что вы считаете самым важным при общении с молодежью? Чтобы они как можно больше фактов запомнили?

— Нет, самое важное, на мой взгляд, наставнику затронуть эмоциональные струны в душе молодых людей, рассказать о том что связывает нас в единое целое как народ, показать на конкретных примерах и преемственность поколений нашего великого народа, и героизм, и подвижничество, и величие души, и проявление самых лучших человеческих качеств. К сожалению, многого не расскажешь за 45 минут, но выборочно что-то удалось. Далеко не все знают о подвиге героя Советского Союза Юрии Смирнове, хотя центральная улица на Автозаводе, расположенная недалеко от Дворца культуры, носит его имя. Кто такой Юрий Смирнов, что за подвиг он совершил? Я рассказал студентам — у них слезы на глазах. Восемнадцатилетнего парнишку немцы распяли в блиндаже, пытали жестоко, а он жестко отвечал немцам, пока мог, ни слова не сказал на допросе о том, куда двинулся советский десант, с какими целями. Это же высший уровень духа, верности долгу и воинской присяге советского солдата, красноармейца, комсомольца. Посоветовал ребятам сходить на улицу Юрия Смирнова, найти мемориальную доску, цветочки положить в память об этом выдающемся молодом человеке, почти их ровеснике.

— Об этом  студентам почему-то не рассказывают преподаватели, не рассказывали и в школе… История — серьезнейшая дисциплина, которая формирует мировоззрение человека.  

— Думаю, что сейчас более углубленно начали преподавать отечественную историю. Почему такие встречи с молодежью важны? Потому что многие детали знают только умудренные жизнью люди, прошедшие трудовой путь на этих знаменитых оборонных предприятиях. Я рассказал студентам о Василии Гавриловиче Грабине — главном конструкторе артиллерийских систем, рассказал про пушку ЗИС-3. Понимаете, когда рассказываешь в классе и показываешь пушку на плакате, — это одно, а когда рассказываешь о пушке, которая стоит рядом, — эмоции помогут впечатления от рассказа сохранить в памяти более основательно.

Есть такие детали, которые в учебниках не найдешь. Рассказал о том, как запускали производство Т-34 в самом начале войны на заводе «Красное Сормово». Мало кто знает, что главную роль в создании мощностей и организации производства сыграл главный инженер Григорий Иванович Кузьмин. Помнят Е.Э. Рубинчика — директора завода, но Рубинчик появился на заводе в мае 1942 года, а основные работы по строительству цехов, созданию мощностей, решению всех сложнейших проблем, которые возникали при постановке на производство танка Т-34, — это все было в руках Кузьмина. Тем более, что директор завода Дмитрий Васильевич Михалев болел в тот период времени, потому Кузьмин и выполнял обязанности на двух должностях — и главного инженера и директора завода, он руководилстроительством, готовил производство в самые жесткие сроки. Первого июля 1941 года было принято постановление Государственного Комитета Обороны об организации производства танков, а в сентябре танки уже надо было выпускать из ворот завода. Как инженер я это оцениваю как выдающийся подвиг. В этот момент на заводе мощностей под производство танков просто не было — завод выпускал подводные лодки, а, согласитесь, танк и подводная лодка — совершенно разные машины, совершенно другое нужно оборудование, которое надо где-то добыть, освоить, и это в тот период, когда уже началась война. 

— И для мирного времени задача не из легких.

— Вот все эти вопросы наши предшественники решали. Один сюжет по созданию Т-34 вызвал у студентов глубокий интерес. Как я сказал, 1 июля вышло постановление ГКО, а 3 июля из Харькова самолетом были доставлены фотографии танка и некоторые чертежи. В этот же день был подписан приказ директора завода об организации производства. Чертежей нет. Я не понимаю как можно было по фотографиям начинать подготовку производства, но приказ есть приказ, поэтому только по части чертежей пошла подготовка, только позже привезли еще чертежи.

Но самая огромная проблема — двигателя для танка не было. Его должны были поставлять с Харьковского завода, но в июле завод уже готовился к эвакуации, подступали немецкие войска, шли бомбардировки, предприятие нужно было вывозить, поэтому на производственную программу предприятие уже не работало. Задаю студентам вопрос: «Как танк без двигателя может служить Красной армии?» — отвечают: «Никак. А как же смогли сделать?»  Рассказываю, что нашли другой двигатель в Горьком, — вот такая была создана мощная индустриальная система. Оказывается, внутри Горьковского автомобильного завода был еще завод по производству авиационных двигателей (500-сильный) для истребителей нашего ГАЗиСО (Горьковского авиационного завода имени Серго Орджоникидзе).  И вот специалисты — инженеры, конструкторы Автозавода и «Красного Сормова» искали решение как этот авиационный двигатель применить для танка Т-34. Самое удивительное было в том, что нашли решение: и двигатель вписали, и танки пошли. До мая 1942 года все танки Т-34 завода «Красное Сормово» комплектовались авиационными двигателями, выпускавшимися на Горьковском автомобильном заводе. Только в мае, после эвакуации заводов за Урал, заработала основная технологическая цепочка, и пошли родные двигатели. Вот такие удивительные вещи ребята имеют мало шансов услышать на уроках истории. А люди, совершавшие эти трудовые подвиги и ковавшие Победу в тылу, еще недавно жили с нами. Рассказывать об этом молодежи нужно обязательно.

— Геннадий Александрович, на ваш взгляд, полезны ли стенды выствки «Город трудовой доблести. Как это было», подготовленные «Российской газетой» и фондом «Земля нижегородская», которые были недавно размещены около образцов оружия Победы? Читают их школьники, студенты, туристы?

—  Стенды полезны. Я прошелся по этой выставке, посмотрел, — вдруг чего-то я не знал? Да и в Кремле теперь не каждый день бываю. Плакаты важны, информативны, потому что на выставке оружия, к примеру, представлен миномет, его название и каким заводом выпускался. Когда же появляется предыстория, некоторая расшифровка, информация по заводу, по людям, — это существенно дополняет представление о предмете. Важно, что размещена фотография директора ГАЗа Ивана Кузьмича Лоскутова, главного конструктора Липгарта Андрея Александровича (и по другим предприятиям — аналогично). Лично видел, что люди, которые находились в тот момент в Кремле, стенды рассматривали, читали. Важно, что у школьников и студентов есть возможность пообщаться с наставниками, у которых есть знания, опыт работы на производстве, в органах власти, в общественных организациях, потому что объем информации у наставников совсем другой. Эта дополнительная информация ложится на базовую, которая была дана в школе. Еще раз подчеркну, что сегодня к истории интерес в обществе повышается, выпускаются новые учебники истории, в которых исправляется «кривоколенная» информация в пользу исторической правды и справедливости. Поэтому живое общение — это очень и очень важно.

— Важно, что период замалчивания достижений советского периода остался в прошлом. Стыдно не знать в честь кого названа улица в твоем районе.

— Значительная часть того, что было достигнуто в Советском Союзе, было взято капиталистическими странами, в чем я лично убеждался не раз. Я работал на ГАЗе и передо мной стояли большие задачи по контактам с иностранными компаниями, поэтому я бывал на различных предприятиях и видел как на этих предприятиях внедрялись методы, которые были рождены в Советском Союзе. Например, отмечались лучшие работники на предприятиях в Германии, в Америке в Детройте, подводились ежемесячно итоги среди изобретателей — кто какие лучшие предложения внес, какой экономический эффект это дало. Это взято из нашей советской действительности. Понятно, что важно ключевое отличие капитализма от социализма, — в частной или общественной собственности находится собственность на средства производства. И даже капиталисты широко применяли продажу акций предприятия работникам, чтобы они чувствовали себя совладельцами того или иного предприятия.

— Спасибо, Геннадий Александрович, за ваши ответы и интерес к маршруту «Дорога Единства». С вами очень интересно было «пройти» по части маршрута. Важно, чтобы как можно больше студентов, школьников услышали вас, потому что вы обладаете уникальными знаниями.

— Если пригласят — готов выступить наставником и у других групп.

— Спасибо!Марина Полевая


31 января 2024 года Фонду «Земля нижегородская» исполнилось 30 лет. Благодарим друзей и партнеров за сотрудничество и доверие!


Актуальные новости

Все новости


603001, Нижний Новгород,
Нижневолжская набережная, 7/2,
офис 22

(831) 430-28-15

zhar-ptica27@yandex.ru


Модернизация сайта проводится при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив