В «Ночлежной квартире» на Миллионке прошел открытый урок для старшеклассников по теме: «Человек — вот правда» — Фонд «Земля Нижегородская»

Благотворительный фонд
«Земля нижегородская»

Н.Новгород, Нижне-Волжская наб., 7/2, оф. 22
(831) 430-28-15, zhar-ptica27@yandex.ru

Н.Новгород, Нижне-Волжская наб., 7/2, оф. 22
(831) 430-28-15, zhar-ptica27@yandex.ru



(831) 430-28-15

Нижний Новгород,
Нижневолжская наб.,7/2,
2 этаж, офис 22

zhar-ptica27@yandex.ru


В «Ночлежной квартире» на Миллионке прошел открытый урок для старшеклассников по теме: «Человек — вот правда»

Опубликовано

Региональный благотворительный фонд «Земля нижегородская» продолжает традицию проведения открытых уроков для старшеклассников: от «Богатства Миллионки» — к разбору всемирно известной пьесы Горького «На дне».

Сегодня в демонстрационном зале «Ночлежная квартира», расположенном в доме №10 на Кожевенной улице, состоялся открытый урок по литературе. Провела урок по теме «Человек — вот правда» учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы №14 Нижегородского района Любовь Алексеевна Воронина вместе со своими учениками из 11 «А» класса. Посчастливилось побывать на этом увлекательном уроке с приемами театрализации коллегам — словесникам из других школ и сотрудникам фонда «Земля нижегородская», реализующим проект развития культурного туризма «Миллионка» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Вместе с Горьким одиннадцатиклассники искали ответ на вопрос: что лучше — истина или сострадание, а в центре внимания — образ странника Луки.

Урок начался с «настройки» аудитории, хотя, было видно, что юноши и девушки, попав в демонстрационный зал «Ночлежная квартира» уже были впечатлены декорациями — двухъярусные нары, драпированные рогожей окна , стены с вековыми трещинами, тусклое освещение, тематические панно на стенах. Зазвучала мелодия щемящей песни «То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит — то мое сердечко стонет, как осенний лист дрожит». Надо признать, точнее музыкальной темы для ночлежки и не найти. Исполнители — музыканты из той же 14-ой школы, которые учатся и в 9-ой музыкальной школе. Уже со второго куплета под великолепный аккомпанемент народников руководитель проекта по развитию культурного туризма «Милионка» Александр Сериков молчать не мог и стал тихонько напевать. Кстати, в конце урока тоже звучала музыка: все послушали запись Федора Шаляпина «Солнце всходит и заходит» (как и задумывал Максим Горький, в конце пьесы оставшиеся герои поют именно эту песню).

Урок был построен мастерски — с максимальным вовлечением учеников в исследовательский и творческий процесс. Изучение пьесы «На дне» предполагает знание исторического контекста, социальной среды, правовой основы, не говоря уже о широкой литературной критике, первой постановке в МХТ, актерах, замысле и предыстории создания пьесы. Некоторые темы представляли ученики, подготовив интересные презентации с архивными фотографиями, цитатами. Была читка пьесы, декламирование монологов, театральные инсценировки, обсуждение.

«На дне» — пьеса сложная, многослойная, с тяжелым, безрадостным сюжетом. Как это ни удивительно — было видно, что молодежи она тоже интересна. Разумеется, очень важна личность и мастерство педагога. Нужно уметь увлечь, подтолкнуть к размышлениям, аналогиям с днем сегодняшним, показать героев пьесы в контексте широкого литературного и исторического процесса. Именно учитель дает интеллектуальные ключи своим ученикам и побуждает думать.

В актуальности пьесы Горького педагог Любовь Воронина не сомневается: «В наше время не хватает людям доброты друг к другу. У Луки есть и доброта и интерес к людям. Он умеет слушать, он много видел и много знает. Понятно, что есть самые разные трактовки этого образа, но мне дорого сегодня именно такое прочтение. Детям порой не хватает искреннего участия. Зачастую старшеклассники очень далеки от родителей — знаю из высказываний самих ребят. Поэтому уметь наладить отношения между людьми так важно. Кто-то должен выслушать, посочувствовать, подбодрить, вселить надежду, просто поговорить, вступить в диалог — это очень важно в наше время. Убеждена, что понимание чужой личной драмы должно оказать положительное влияние на молодых людей. Сегодня мы на уроке подробно разбирали образ Луки, а на следующем уроке в школе поговорим о Сатине. Мы с ребятами посмотрели последнюю постановку пьесы «На дне» в театре Драмы, а я видела и предыдущие постановки. На мой взгляд, в последней постановке Сатин переиграл Луку, который больше напоминает не странника, а председателя колхоза. О пьесе снова спорят, ее обсуждают. «На дне» — философская драма, поэтому Горький и интересен по сей день».

По окончании открытого урока Александр Сериков поблагодарил всех участников, обратившись к старшеклассникам особо: «Дорогие друзья, некоторые из вас уже бывали здесь, в «Ночлежной квартире», как экскурсанты. Кстати, всего в этих стенах побывало уже около пяти тысяч человек (!). Но сегодня во время открытого урока вы продемонстрировали свой собственный интересный творческий продукт, причем, он не только экскурсионный. Он — образовательный и воспитательный. Все вы — артисты — были очень хороши. Предполагаю, что и сама среда ночлежной квартиры сегодня на вас каким-то образом повлияла. Я обратился к Любови Алексеевне с просьбой провести открытый урок здесь, непосредственно в доме №10 — это был дом мещанина Брылина. Семья Брылиных почти сто лет владела этим домом и сдавала помещения под ночлежные квартиры, поэтому воображаемое действие пьесы «На дне» вполне могло происходить и в этом помещении. Мы с вами побывали сегодня в ночлежке, «на дне», но в жизни бывать в подобных местах не стоит, поскольку социальное дно есть и в наше время. Тексты Горького актуальны и по сей день, они являются не только литературными шедеврами, но и уроками истории, в том числе. Надеюсь, что подобные открытые уроки мы будем проводить здесь постоянно. Спасибо вам за то, что вы так постарались».

К старшеклассникам также обратилась директор фонда «Земля нижегородская» Елена Жаркова: «Дорогие ребята! Сегодня я ощущала себя не на уроке, а на театральном действе. У нас уже есть опыт детской костюмированной экскурсии под названием «Время любить», которую составили ученики из лицея №8 вместе со своими учителями и профессиональными экскурсоводами. Дети, представляя на экскурсиях исторических личностей — Минина, Бугрова, Горького, Босяка — рассказывают о исторических событиях заинтересованно, увлеченно. И сегодня мы увидели как вы артистичны, как сопереживаете героям. Как важно не только читать пьесу, но и попытаться ее сыграть. Это важный момент: все остается в сердце, игра формирует, учит жизни. Признаюсь, у меня были сомнения, когда мы начинали проект по Миллионке. Я думала, что не нужно показывать плохое, отрицательное, нужно умножать доброе, светлое. Но опыт этого проекта показал, что важнее всего — правда жизни, движение от темноты — к свету. Босяцкий период истории тоже требует изучения и осмысления нами, живущими спустя 122 года после написания Горьким пьесы «На дне». Надеемся, что этот урок на Миллионке останется у вас в памяти надолго. Мы вас точно не забудем, потому что впечатления очень сильные от вашего дара перевоплощения».

Александр Сериков сердечно поблагодарил педагогов школы №14 Любовь Алексеевну Воронину и Елену Юрьевну Коптелову за проведение открытого урока на Миллионке и постоянное творческое сотрудничество с фондом «Земля нижегородская».

По традиции закончился открытый урок общей фотографией. Кто знает — возможно, на ней — будущие выдающиеся актеры, ученые, педагоги, «Знатоки Миллионки».

Больше фото в нашей группе https://vk.com/millionkann?z=album-75536140_288484836

Проект развития культурного туризма «Миллионка» реализуется Фондом «Земля нижегородская», при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.



603001, Нижний Новгород,
Нижневолжская набережная, 7/2,
офис 22

(831) 430-28-15

zhar-ptica27@yandex.ru


Модернизация сайта проводится при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив