Валерий Камальдинов: «Отреставрировали самое красивое здание» — Фонд «Земля Нижегородская»

Благотворительный фонд
«Земля нижегородская»

Н.Новгород, Нижне-Волжская наб., 7/2, оф. 22
(831) 430-28-15, zhar-ptica27@yandex.ru

Н.Новгород, Нижне-Волжская наб., 7/2, оф. 22
(831) 430-28-15, zhar-ptica27@yandex.ru



(831) 430-28-15

Нижний Новгород,
Нижневолжская наб.,7/2,
2 этаж, офис 22

zhar-ptica27@yandex.ru


Валерий Камальдинов: «Отреставрировали самое красивое здание»

Опубликовано

Интервью соучредителя Фонда «Земля нижегородская» в газете «День города».

Ничто не вечно в этом мире. Даже самые надежные строения со временем ветшают. К счастью, существуют профессионалы, способные вдохнуть в исторические здания новую жизнь. Наш собеседник – один из лучших нижегородских реставраторов Валерий Камальдинов.

Справка
Валерий Павлович Камальдинов – заслуженный строитель России. Почетный гражданин Нижнего Новгорода. Соучредитель фонда «Земля нижегородская». Президент инвестиционно-строительной компании «Старый Нижний». Председатель попечительского совета парка «Швейцария» и общественного совета npи региональном управлении государственной охраны объектов культурного наследия.

«Подлатать» улицы
– Валерий Павлович, расскажите о вашей работе в фонде «Земля нижегородская».

– Прежде всего это благотворительный фонд. В начале девяностых, когда в магазинах ничего не было и Россия была в тяжелом экономическом состоянии, нижегородские предприниматели приняли решение сподвигать чиновников на добрые дела. Одно из первых наших действий – организация бесплатного питания для школьников Нижегородского района. Фонд оплачивал затраты. Пусть это были неполные обеды, но помощь для детей была существенная. Тогда в администрации города и области заговорили: «Общественный фонд кормит детей, а мы почему бездействуем?» Идея была подхвачена властями. У нас были хорошие отношения с еврейской благотворительной организацией. Она нам помогла: предоставила масло, caxap, пшено и т. д. Мы передали это все в универсам «Нижегородский». По списку, как Дед Мороз, раздавали подарки, выдавали продукты малоимущим семьям. Постепенно фонд «Земля нижегородская» добрыми делами заработал репутацию добропорядочного, надежного партнера.

– Каким представляете себе будущее фонда?

– «Земля Нижегородская» – это, по сути, дорога в будущее. Потому что на него надеются жители Нижнего Новгорода. Фонд делает такие вещи, до которых не доходят руки у администрации. «Земля нижегородская» для нас – стимул к жизни. Успешные проекты объединяют хороших людей, это импульс к решению полезных для Нижнего Новгорода задач.

– Как образовалась компания «Старый Нижний»?

– В начале 90-x по инициативе областной и городской администраций, а также при поддержке нижегородских предпринимателей. В городе тогда готовились к визиту экс-премьер министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Нужно было срочно подлатать главные улицы города. В то время Александр Сериков был главой администрации Нижегородского района. А я был у него заместителем. Сериков сказал: «Нужно создать реставрационную фирму, которая взялась бы привести в порядок Нижний Новгород». Меня назначили руководить этой фирмой, поскольку я окончил строительный институт и реставрационные курсы. Некоторое время был управляющим жилищно-коммунальным хозяйством Нижегородского района, весь район знал – в каком состоянии жилые помещения, какая «болезнь» в каждом доме. Мы создали фирму. Организовали курсы штукатуров, маляров, мастеров реставрационных работ. Немецкая фирма, которая в то время работала в Нижнем Новгороде, предложила обучить наших ребят в Германии. Мы десять человек собрали – самых смышленых – и направили в Германию на обучение реставрации. Они стажировку прошли и вернулись хорошими специалистами.

– Что такое реставрация?

– Реставрация – это работы по возвращению первоначального облика зданию. Большой комплекс мероприятий, включающих восстановление стен, кровли, пола, внутреннего интерьера, коммуникаций. Если в процессе реставрации какие-то материалы заменяют на современные, то они должны соответствовать той структуре, которая была задумана нашими предками. Мы имеем право приспособить строение к современному пользованию. Провести водопровод, канализацию, электрические сети, охранную сигнализацию, но при условии сохранения идентичности здания. Это законом разрешается, но осуществить сложно. Даже нормативная база при реставрации по смете обычно на 30 процентов выше, чем смета обычного строительства. Потому что на первый взгляд здание крепкое, а начнешь вскрывать стены, полы – все настолько прогнило, что диву даешься!

Усадьба Рукавишникова
– Наверное, это был самый непростой объект, который мы вели. И даже не потому, что там на один квадратный метр плоскости приходилось три квадратных метра лепнины (ее мы восстанавливали по сохранившимся фрагментам), а из-за запущенности здания. Усадьбе Рукавишникова «повезло» – она 16 лет стояла без крыши. Когда мы пришли, дом был покрыт плесенью. Мы насчитали в нем 15 видов грибка. Там было опасно работать. Рабочие начинали расчистку в респираторах. Мы заключили договор с университетом им. Н. И. Лобачевского. Представители университета дали рекомендации, как избавиться от грибка. Три года мы работали над тем, чтобы вернуть зданию первоначальный облик.

Сегодня можно сказать, что усадьба Рукавишникова – самое красивое здание в Нижнем Новгороде. Есть книга «Проклятый род», где рассказывается в том числе об истории этого здания. Отец владельца дома был «железным стариком», ростовщиком, покупал-продавал металл. И когда умирал, каждому из детей оставил по миллиону рублей. Один из них – Евгений Рукавишников – вложил все деньги в строительство. Секрет усадьбы в том, что это дом в доме. Еще в юности Евгений хотел построить дворец на месте небольшого особнячка на набережной, где проживала его тетка. Евгений обещал тетке переселить ее во дворец. Тетка не пережила строительства. Но ее домик – в память о старушке – аккуратно «вписали» в стены дворца. Евгений Рукавишников пригласил художника Торопова, архитекторов из Санкт-Петербурга и Москвы. Заказчика спросили, в каком стиле построить дворец? Евгений Рукавишников ответил: «Во всех стилях, денег у меня хватит!» Это первый дом в Нижнем Новгороде, где было водяное отопление. Возможно, потому что сам Евгений был инженером по образованию.

В процессе реставрации принимали участие многие люди. Художники должны были предложить цветовое решение интерьера. Сначала приглашали художников школы Ильи Глазунова. Их эскизы нам не понравились. Потом пригласили питерскую школу.

На первом этаже вскрыли березовый паркет, который потом провалился. И обнаружили абсолютно уникальный цветной бетонный пол. Убрали паркет советского времени и восстановили цветной бетон. С зеркалом у парадной лестницы немало повозились. В советский период на этом месте висел сначала портрет Сталина, потом портрет Горького. А при Рукавишникове там было зеркало, поскольку далее находился зал для приема гостей. Зеркало мы выписали из Питера. Оно очень большое. Везли его на теплоходе. Причем оно могло в любой момент треснуть.

Про интерьер расскажу. Зал у нас получился красивый. А во второй комнате, где проходило сватовство, мы никак не могли определиться с цветовой гаммой. Московские художники предложили покрасить стены в темно-зеленый цвет. Но цвет не радовал. Пригласили реставраторов, которые проводили покраску стен Эрмитажа. После проведения спектрального анализа обнаружилось восемь (!) слоев краски. Специалисты из Эрмитажа нашли первоначальный цвет. Зал сейчас выглядит как шкатулка.

Призрак
– Какие тайны веков открывались в процессе реставрации?

– В усадьбе Рукавишникова, например, когда рабочие переделывали кровлю, нашли клад – китайский фарфоровый сервиз. Сейчас он экспонируется в музее. Нашли там также оружие, не старое, правда, бельгийского производства. Его изъяли сотрудники ФСБ. Самый необычный случай произошел, когда мы реставрировали здание на площади Маркина, 24 – Блиновский пассаж, где сейчас находится служба соцзащиты. До революции в этом здании находились рестораны. Когда здание мы уже сдали, сторож увидел там призрак девушки. Александру Серикову удалось сфотографировать призрак. По-видимому, еще до революции в этом доме убили девушку и бросили тело в подвал. Ее неприкаянная душа и «летала» в помещении. Мы пригласили батюшку, окропили стены святой водой. После освящения призрак больше не появлялся.

– Приходилось ли вам заниматься реставрацией церквей?
– Мы отреставрировали Казанскую церковь в Сарове. В Городце Федоровскую церковь восстановили. В Нижнем Новгороде реконструировали церковь Ивана Предтечи на площади Народного единства. В советское время там был общественный туалет, а рядом площадка ДОСААФ, где проводили гонки на мотоциклах. Фундамент церкви и часть пристроя сохранились.

Подняли архивы. Оказалось, что сначала церковь была деревянная. Потом она сгорела. Поставили каменную. Ее тоже разрушили. Церковь мы построили заново. А когда стали противооползневые мероприятия проводить, чтобы церковь не разрушалась, нашли захоронения. Обратились к митрополиту Николаю. Он сказал: ничего страшного, у Церкви есть свои каноны, законы, мы все кости соберем, отпоем и перезахороним в другом месте. Так и сделали.

Ливневка в «Швейцарии»

– Какими отреставрированными объектами вы гордитесь?
– Помимо тех, которые я уже назвал, это Зачатьевская башня Нижегородского кремля. Мечеть на Сенной. Здание филологического факультета Нижегородского государственного университета на Большой Покровке. В прошлом году отлили колокол весом 63 тонны, который сейчас находится у собора Александра Невского на Стрелке. Много фасадов отремонтировали. Прежде всего на Большой Покровской.

– Расскажите о реконструкции Зачатьевской башни…
– Надо было «замкнуть» кремль. Стену там не враги разрушили, а оползни. В XVI веке, чтобы бороться с ключами, наши предки сделали деревянную плотину высотой 8 метров. Но разве такая плотина удержит воду?! Плотина разрушилась, и вода пошла, разрушив башню. Мы вывесили 15-метровые сваи, вывели воду наверх. Все фрагменты стены восстановили.

– Вы возглавляете общественный совет парка «Швейцария». Расскажите об этой работе…
– Мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев пригласил меня возглавить общественный совет парка «Швейцария» летом 2020 года. Мне тогда как раз присвоили звание почетного гражданина города. Сейчас нас 20 человек в общественном совете, все известные, уважаемые люди – ученые, общественные деятели, экологи, строители. Первоначально наша задача была – взаимодействовать с местными жителями и объяснять им задачи реконструкции парка. Мы собрали местных жителей, федерацию спорта, объяснили суть проекта. Сняли напряжение и недоверие у людей. Добились также, чтобы в парке провели две ливневые ветки водоотведения.

Контролировали, как осуществлялась реконструкция. Думаю, все получилось хорошо.

Елена Анисимова
Фото Алексея Манянина, а также из личного архива Валерия Камальдинова

Источник: http://dengoroda-nn.ru/kak-eto-bylo/valerij-kamaldinov-otrestavrirovali-samoe-krasivoe-zdanie



603001, Нижний Новгород,
Нижневолжская набережная, 7/2,
офис 22

(831) 430-28-15

zhar-ptica27@yandex.ru


Модернизация сайта проводится при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив