Басинский: Горький гениально уловил незримую связь между «хозяевами» и «дном общества» — Фонд «Земля Нижегородская»

Благотворительный фонд
«Земля нижегородская»

Н.Новгород, Нижне-Волжская наб., 7/2, оф. 22
(831) 430-28-15, zhar-ptica27@yandex.ru

Н.Новгород, Нижне-Волжская наб., 7/2, оф. 22
(831) 430-28-15, zhar-ptica27@yandex.ru



(831) 430-28-15

Нижний Новгород,
Нижневолжская наб.,7/2,
2 этаж, офис 22

zhar-ptica27@yandex.ru


Басинский: Горький гениально уловил незримую связь между «хозяевами» и «дном общества»

Опубликовано

История этой масштабной литературной конференции удивительна! Впервые Горьковские чтения состоялись в Нижнем Новгороде (тогда он назывался Горький) в 1943 году. В этой первой конференции, посвященной 75-летию Максима Горького, участвовали горьковеды из разных городов. Только-только закончилась Сталинградская битва, впереди была Курская дуга. А на родине Горького проходят научные чтения, где решаются вопросы будущего изучения жизни и творчества великого писателя. И можно сколько угодно говорить, что Горький еще при жизни стал главным писателем СССР, «основоположником социалистического реализма», но поразителен сам факт: на переломе войны, когда до победы еще далеко, состоялась филологическая конференция! Значит, в победе не сомневались.

С тех пор Горьковские чтения проходили один раз в два года. За это время городу Нижнему Новгороду вернули его историческое имя, что справедливо, потому что и сам Алексей Максимович присвоением своего литературного псевдонима родному городу был недоволен. Но имя Горького и сегодня остается одним из главных культурных знаков столицы Поволжья.

В этом году мы отмечаем еще один важный литературный юбилей. 120 лет назад в декабре 1902 года в Московском художественном театре с невероятным успехом прошла премьера драмы Горького «На дне». Роль Сатина исполнял сам Станиславский, роль Луки — великий Москвин. Роль Наташи играла будущая гражданская жена Горького Мария Андреева, а в роли Насти была супруга Чехова Ольга Книппер. Злые языки говорили, что это была продуманная стратегия Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко — женить самых востребованных в театрах драматургов на примах МХТ, чтобы им неповадно было «на сторону» ходить и отдавать свои пьесы в другие театры. Так или иначе, но именно мхатовские постановки чеховской «Чайки» и горьковской «На дне» стали звездным часом для обоих писателей. Не только в России. Спектакль «Ночлежка» (одно из черновых названий «На дне») в берлинском театре Макса Рейнхардта выдержал несколько сотен аншлагов подряд. Да и сегодня самыми востребованными нашими драматургами за рубежом остаются Чехов и Горький.

В дни Горьковских чтений в Музее-квартире А.М. Горького открылась выставка «Время драмы», она рассказывает о том, как 120 лет назад создавалась пьеса «На дне». И это тоже отдельная история, о которой во время экскурсии по центру города рассказывал сопредседатель правления благотворительного Фонда «Земля нижегородская» и руководитель проекта развития территории «Рождественская сторона» Александр Сериков.

Первые Горьковские чтения прошли в Нижнем Новгороде (тогда он назывался Горький) в 1943 году

Сюжет и персонажи «На дне» выросли из нижегородских воспоминаний Горького. Особенностью его как писателя был интерес к двум противоположным социальным классам — купцам-миллионщикам и босякам. О крестьянстве он почти ничего не написал, а тема рабочего класса звучит только в одном его крупном произведении — повести «Мать». А вот миллионеры и босяки были его, если можно так выразиться, «фирменными» героями. «Хозяева жизни» и те, кто оказался «на дне» жизни. С одной стороны — Фома Гордеев и Васса Железнова с другой — Челкаш и персонажи «На дне». Этот интерес Горького к «полярным» социальным сферам — самая интересная примета не только его творчества, но и мировоззрения. Так что никакой он не пролетарский писатель, а выразитель мыслей и чувств миллионеров и нищих.

Ночлежные дома в Нижнем Новгороде, как и в других городах, создавались в основном на средства богатых меценатов, которыми в Нижнем были купцы-старообрядцы вроде Н.А. Бугрова. Почему именно старообрядцы — тоже отдельная и тоже малоизученная тема. Почему из гонимых властью староверов выходили самые богатые и крепкие торговцы и промышленники России — Бугровы, Морозовы, Мамонтовы? Но факт тот, что они-то и проявляли заботу о «бывших людях», которые оказывались «на дне» жизни, попадая туда опять-таки из разных социальных слоев, в том числе из дворянства, из интеллигенции, из творческой среды, но в основном, конечно, из безработного люда.

Почему из гонимых властью староверов выходили самые богатые торговцы и промышленники России?

В пьесе «На дне» мы и видим весь спектр выпавших из социальных орбит «бывших». У них и клички соответственно: Актер, Барон и даже Татарин. Все это стертые социальные «маски». Когда «маска» вдруг исчезает, начинает проявляться истинная сущность человека. В этом уже великий философский смысл пьесы.

Любопытно, что босяков именовали еще и «золотой ротой», а квартал в Нижнем Новгороде, где рядом с Кремлем располагались ночлежки, нижегородские жители называли Миллионкой. Почему «золотая рота» и Миллионка? Вероятно, в насмешку. Но Горький потому и был гениальным писателем, что смог уловить эту незримую связь между «хозяевами» и «бывшими».

Сегодня Александр Сериков разрабатывает очень интересный проект туристического маршрута по Миллионке, ведь там, в самом центре города, сохранилось несколько подлинных ночлежных домов, каждый из которых мог бы стать литературно-историческим пространством, связанным одновременно и с историей Нижнего Новгорода, и с пьесой «На дне».

В Нижегородском театре драмы показали «На дне» режиссера Валерия Саркисова. Я видел разные варианты постановок, но эта одна из лучших. Потрясающая игра актеров, глубокое понимание философского смысла пьесы и деликатное сочетание авангардного дизайна с изначальным звучанием великой пьесы.

Источник: «Российская газета» https://rg.ru/2022/04/03/basinskij-gorkij-genialno-ulovil-nezrimuiu-sviaz-mezhdu-hoziaevami-i-dnom-obshchestva.html




603001, Нижний Новгород,
Нижневолжская набережная, 7/2,
офис 22

(831) 430-28-15

zhar-ptica27@yandex.ru


Модернизация сайта проводится при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив