Фонд — Фонд «Земля Нижегородская»

Благотворительный фонд
«Земля нижегородская»

Н.Новгород, Нижне-Волжская наб., 7/2, оф. 22
(831) 430-28-15, zhar-ptica27@yandex.ru

Н.Новгород, Нижне-Волжская наб., 7/2, оф. 22
(831) 430-28-15, zhar-ptica27@yandex.ru



(831) 430-28-15

Нижний Новгород,
Нижневолжская наб.,7/2,
2 этаж, офис 22

zhar-ptica27@yandex.ru



Стартовал второй этап «Дороги Единства»

Опубликовано

Сегодня в Нижегородском художественном музее у картины К.Е.Маковского «Воззвание Минина» стартовал второй этап историко-патриотического проекта «Дорога Единства», который реализуется фондом«Земля нижегородская» при поддержке Фонда президентских грантов и, на данном этапе, министерства образования и науки Нижегородской области.Грачи прилетели, солнце снова согревает землю, а поэтому возобновляются познавательные и захватывающие исторические походы школьных групп из городов области — Балахны, Дзержинска, Кстова, Бора.

Руководитель проекта Александр Сериков пригласил учителей истории, которые проведут своих учеников уже популярным историческим маршрутом, пройти по нему вместе, ознакомиться на месте со всеми историческими и художественными объектами, чтобы обдумать те или иные приоритеты для своей группы. Всем участникам сегодняшней встречи в помощь для проведения трехчасовой экскурсии были вручены путеводители по «Дороге Единства».

Началось знакомство с самого значимого художественного объекта —картины «Воззвание Минина». С приветственным словом к учителям обратился генеральный директор НГХМ Роман Жукарин. Приветствие обернулось интересным искусствоведческим рассказом об истории создания картины, о ее первом представлении публике в Нижнем Новгороде в 1896 году на XVI Всероссийской промышленно-художественной выставке, о даре картины нашему городу, а затем долгой и счастливой художественной судьбе в стенах Дворца труда, а с 1972 года — в художественном музее. Недавно экспозиция была обновлена: теперь экспозиция пополнилась несколькими тематическими залами с подлинными музейными предметами конца XV-XVII веков, в том числе уникальным экспонатом – богослужебным Евангелием, которое было преподнесено в дар Спасо-Преображенскому собору Нижегородского кремляу частником ополчения протопопом Саввой Евфимьевым в 1625 году; серебряным блюдом XVII века, серебряным ковшом, серьгами, медным нательным крестом XVI века. Другой раздел экспозиции посвящен биографииК.Е. Маковского. Он рассказывает о жизни художника и времени его работы над картиной. Экспозиция включает архивные фотографии, фрагменты воспоминаний, а также 3-D модель конструкции, которая находилась в мастерской художника во Франции в то время, когда он работал над полотном. Ключевым изменением обновленной экспозиции стал раздел с VR-установками, созданный АНО «Горький Тех» совместно с АВМ Technology. Все это, помнению Романа Жукарина, станет дополнительной точкой притяжения иинтереса у школьных групп. Музей с радостью принял три тысячи школьников проекта «Дороги Единства» во время первого (городского) этапа, а теперь готов к школьным группам из области.

Руководитель проекта Александр Алексеевич Сериков поблагодарил Романа Юрьевича Жукарина за доброе сотрудничество и вручил Благодарственное письмо от имени благотворительного фонда «Земля нижегородская», выразив надежду и далее работать вместе над реализацией историко-патриотических проектов.

Начальник управления профессионального образования и воспитания министерства образования и науки Нижегородской области Наталья Поляшова в своем выступлении подчеркнула огромное воспитательное значение исторического похода и возможность для педагогов пообщаться со своими учениками не в стенах класса, а в историческом центре Нижнего Новгорода, который буквально дышит историей. Влюбиться в Нижний, получить новые знания и яркие впечатления — вот задача похода по мнению Натальи Ивановны. 

Как рассказал Александр Сериков, фонд «Земля нижегородская» на втором этапе реализации проекта «Дорога Единства» организует 35 школьных походов по средам, четвергам и пятницам в течение месяца. Кроме этого, будут организованы исторические походы для 16 ветеранских групп различных промышленных предприятий города. 

Группа учителей во главе с проводником и экскурсоводом А.А. Сериковым прошла весь маршрут  — от НГХМ, по Верхневолжской набережной и площади Минина, через Нижегородский кремль с его святынями, мемориалами и экспозицией в Ивановской башне до площади Народного единства и памятника Минину и Пожарскому. 

Путеводитель по маршруту «Дорога Единства» опубликован здесь:

https://zemlyann.ru/#izdaniya



В Нижнем Новгороде пройдёт вечер памяти Валерия Шамшурина

Опубликовано

26 марта 2024 года в 16:00 в Нижегородском хоровом колледже им. Л.К.Сивухина (пл. Минина и Пожарского, 4) состоится вечер памяти «Имя любвимоей – Родина», посвящённый 85-летию со дня рождения Валерия Анатольевича Шамшурина (1939–1923).

Русский писатель, публицист, общественный деятель Валерий Анатольевич Шамшурин ушёл из жизни 26 декабря 2023 года. В еготворческой биографии – более 50 книг, изданных общим миллионным тиражом. Многие из них были переведены на языки народов ближнего идальнего зарубежья.

На вечере в Нижегородском хоровом колледже прозвучат произведения писателя. Друзья, коллеги, единомышленники, все, кто тесно общался c В.А. Шамшуриным, поделятся воспоминаниями о нём. В мероприятии планируется участие официальных лиц Нижегородской области и города Нижнего Новгорода.

Нижегородская Ленинка представит для гостей вечера выставку уникальных изданий из своего фонда с автографами Валерия Анатольевича Шамшурина.

Украшением вечера станут музыкальные произведения, написанные на стихи В.А. Шамшурина, в исполнении учащихся Нижегородского хорового колледжа им. Л.К. Сивухина и камерного хора «Нижний Новгород».

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
научно-методический отдел НГОУНБ
8 (831) 419-36-34; ngounb-nmo@yandex.ru


Проект «УЛИЦА — МУЗЕЙ» фонда «Земля нижегородская» — победитель грантового конкурса «Креативный музей» программы «Музей без границ» Фонда Потанина

Опубликовано

На сайте Фонда Потанина сообщается о результате конкурса в рамках программы «Музей без границ»:

Победителями конкурса «Креативный музей» Фонда Потанина стали 18 проектов из 15 регионов России. На конкурс поступило 92 заявки, 81 из которых была допущена к участию после оценки по формальным критериям. По количеству поданных заявок третий год лидирует Москва. Устойчивый интерес к конкурсу на протяжении нескольких лет сохраняется и в других регионах, среди которых Удмуртская Республика, Республика Татарстан, Нижегородская область, Красноярский край и другие.

Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева:
«От сезона к сезону качество проектных заявок растет, география конкурса расширяется. К сообществу присоединяются новые команды, которые открыты к экспериментам и стремятся внедрять новые креативные практики, способные повлиять на развитие отрасли в целом. Согласно исследованиям влияния программ Фонда, музеи стали чаще использовать проектный подход, появилось больше оригинальных проектов в региональных, муниципальных и малых музеях, активизировался обмен опытом между музеями, выросло число междисциплинарных проектов с участием музеев и организаций из других отраслей, улучшилось качество музейных продуктов. Проекты-победители отличаются не только широкой географией, но и нестандартными идеями и коллаборациями: например, партнерство музея и креативного кластера для исследования города как пространства коммуникации, разработка набора игр на основе исследовательских научных коллекций и текстов, запуск лаборатории для создания городских сувениров вместе с жителями, производство 3D-модели буддийской мандалы и виртуального тура, создание мобильного квест-приложения для детей и другие. Хотя инициативы и непохожи между собой — направлены на разные аудитории, используют разные инструменты, их объединяет стремление разнообразить музейное предложение и внести вклад в развитие креативной экономики региона».

Источник — https://fondpotanin.ru/press/news/rezultaty-konkursov-muzey-4-0-i-kreativnyy-muzey-/

Справка

Проект «УЛИЦА — МУЗЕЙ» посвящен знаменитой улице Кожевенной в Нижнем Новгороде. Фонд «Земля нижегородская» в 2022 году успешно реализовал проект «Миллионка», результатом которого стало создание нового немузейного арт-пространства на территории исторического квартала, еще недавно заброшенного и мало привлекательного для туристов. В одном мы ошиблись: главная улица «Миллионки» — Кожевенная — это настоящий креативный музей, в котором экспонатами являются здания (ОКН), памятники, барельефы, художественные панно на стенах домов, скульптуры и популярная среди жителей города и туристов Фотовыставка «Миллионка на Волге. Быт и нравы».

Каждый метр улицы Кожевенной щедро «распаковывает» для своих гостей культурный код этого исторического места, знакового для России, связанного с жизнью и творчеством Максима Горького и других знаменитых людей. Цель проекта «УЛИЦА — МУЗЕЙ»: в различных творческих форматах продемонстрировать нижегородцам и гостям Нижнего Новгорода все «точки притяжения» Музея улицы Кожевенной, раскрывающие богатейшее культурно-историческое наследие легендарного пространства.



Наставники проекта «Дорога Единства» — в составе Комитета по увековечению памяти выдающихся личностей и исторических событий

Опубликовано

Городская Дума Нижнего Новгорода на заседании 28 февраля 2024 года по предложению председателя городской Думы Нижнего Новгорода Олега Лавричева на ближайшие три года сформировала новый состав Комитета по увековечению памяти выдающихся личностей и исторических событий. Комитет состоит из 19 человек. Сопредседатели комитета — глава города Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев и председатель городской Думы Нижнего Новгорода Олег Лавричев. В составе комитета — депутаты городской Думы, руководители профильных департаментов городской администрации, историки, филологи, краеведы, представители творческих союзов, общественных организаций. 

Отрадно, что в комитет по увековечению памяти выдающихся личностей и исторических событий вошли почетные граждане Нижнего Новгорода, члены правления благотворительного фонда «Земля нижегородская» Александр Сериков и Сергей Горин, а также главный редактор издательских проектов фонда Марина Полевая. 

Напомним, Юрий Шалабаев, Олег Лавричев, Александр Сериков, Сергей Горин, Марина Полевая являются наставниками историко-патриотического проекта «Дорога Единства», который реализует фонд «Земля Нижегородская» при поддержке Фонда Президентских грантов, администрации города Нижнего Новгорода и Думы Нижнего Новгорода.

Подробнее о составе Комитета можно прочитать здесь: https://www.gordumannov.ru/?id=153279



О русском языке и о нас, его носителях

Опубликовано

Замечательный русский советский писатель Константин Паустовский так продолжил глубокую тургеневскую мысль о русском языке в рассказе «Кордон «273»»:  «Тургенев говорил о волшебном русском языке. Но он не сказал о том, что волшебство языка родилось из этой волшебной природы и удивительных свойств человека. А человек был удивителен и в малом и в большом: прост, ясен и доброжелателен. Прост в труде, ясен в своих размышлениях, доброжелателен в отношении к людям. Да не только к людям, а и к каждому доброму зверю, к каждому дереву». 

Далеко ли ушли мы, носители русского языка, от этого определения? Паустовский написал рассказ в послевоенном 1948 году. На дворе — 2024 год. 

Историко-патриотический проект «Дорога Единства» предоставил школьникам возможность высказаться о том как они понимают народное единство, в чем оно заключается для них, поделиться впечатлениями о маршруте по историческим местам памяти, написать «Дневники похода», поучаствовать в творческих конкурсах. Из трех тысяч участников похода более трехсот ребят решили сдать именно письменную работу, что очень порадовало организаторов исторического проекта «Дорога Единства», потому что первое, что объединяет всех нас — русский язык.  Учителя-наставники  видят большое стремление к творческой деятельности у своих учеников, поэтому совсем не случайно на слете «Дорога Единства» — Дорога Победителей» многие наставники проекта выражали твердую надежду, что кто-то из победителей обязательно станет профессиональным историком или филологом. Совершенно определенно можно сказать, что большинство авторов «Дневника похода» «ясны в своих размышлениях, доброжелательны в отношении к людям». Определены лучшие письменные работы, которые будут опубликованы в просветительском сборнике «Гений места. Единство». 

Вспомнился интереснейший круглый стол, который проходил в Нижегородском государственном лингвистическом университете 1 июня 2023 года на актуальную тему «Русский язык — мы его теряем?»

Предлагаем вниманию читателей статью, написанную по следам этого круглого стола, участие в котором приняли преподаватели вузов, учителя русского языка и литературы, музейные работники и журналисты. В дискуссии, развернувшейся на круглом столе, принял самое горячее участие  почетный гражданин Нижнего Новгорода, председатель Общественной палаты города Нижнего Новгорода, член правления благотворительного фонда «Земля нижегородская», наставник проекта «Дорога Единства» Сергей Александрович Горин.

Обсуждаемые на круглом столе вопросы актуальны, поэтому надеемся, что статья будет интересна участникам проекта «Дорога Единства».

 ***

«Получилось по-пушкински: «Глаголом жги сердца людей»

Риторический вопрос «Русский язык: мы его теряем?» вынесен в название круглого стола, который вчера прошел в НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, абсолютно обоснованно, поскольку актуален как никогда. Ведущая круглого стола — доктор филологических наук, профессор Института русского языка НГЛУ Елена Вячеславовна Маринова — поставила вопрос ребром, предложив участникам поразмышлять на следующие темы: «Современный русский язык — от А.С. Пушкина. Или другие версии?»; «Отцы и дети» — речевые портреты наших современников. «Распалась связь времен»?; «Русский язык в медиасфере: приобретения и/или потери»; «Вульгаризация русской речи: точка   (не)возврата»; «Лингвопессимистов» и «лингвооптимистов» — кого больше?».

Показательно, что знаменитую цитату И.С. Тургенева о русском языке, которой ведущая открыла круглый стол, приглашая к дискуссии, подхватили все участники: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!». Это и понятно: поколение, родившееся в 60-70-е годы XX века, в советской школе видело ежедневно эту цитату перед глазами в кабинетах русского языка и литературы. 

Вспомним, уроки русского языка в расписании средней школы присутствовали ежедневно, иногда сдвоенные, уроков литературы было поменьше, но в школьной программе, признаем, была одна классика — лучшие образцы отечественной поэзии и прозы. Да, как сейчас принято говорить, нас программировали на знание родного языка, прививали только правильные нормы произношения и написания. Библиотеки, театральные постановки, кинематограф и телевидение служили эталоном, не говоря уже об академической среде, где любовь к языку воспринималась как духовная миссия, бескомпромиссное служение. Школьный учитель, преподаватель вуза прививал своим ученикам и студентам образцовую русскую речь.

А что сейчас? Ученые, преподаватели вузов, школьные учителя очень точно определили педагогическую ситуацию как сложную, а состояние языка — тревожным. И дело даже не в обилии заимствований, англицизмов, растущей тенденции билингвизма. Кстати, наша образовательная среда сама предпочитает использовать в оформлении классов, аудиторий иностранные заимствования (ну зачем в России большой семинар называть «хакатоном», ведущего — «модератором», а добровольцев непременно «волонтерами» (по-русски — людей, по доброй воле стремящихся помочь другому, как напомнил участник круглого стола Сергей Александрович Горин). «И принципиально: наш круглый стол, — предупредила Е. В. Маринова, — не «панельная дискуссия».

Дети перестали читать, они не знают азов классической русской литературы, а нецензурная лексика стала нормой общения в подростковой среде, потому что так общаются в их кругу, так говорят в семье, а если говорят, то и мыслят соответственно. Нецензурная лексика звучит теперь повсюду — на улице, в транспорте. Проходя мимо любой молодежной кампании, где не только мальчишки, но и девочки, — слышится обсценная лексика. Те, кто отваживаются сделать замечание, получают дополнительную порцию. Нецензурные словечки буквально заполонили пространство, обволакивая своей липкой грязью любое общественное место — идешь ли по набережной, присаживаешься ли отдохнуть у фонтана, заходишь ли в кафе… Кстати, были приведены нелестные для нижегородцев мнения туристов из других городов: «Город красив необычайно — столько набережных, скверов, площадей, видовых точек, музеев, старины, но столько ненормативной лексики не слышно ни в одном городе».

На круглом столе были приведены классические признаки болезни языка — сокращение лексического состава, увеличение заимствований, постоянное разрушение грамматического строя языка. По мнению одних участников, не одна только лексика определяет болезнь языка, а, поскольку грамматический строй не разрушается, он стабилен, то пока мы русский язык не теряем. Более того, аналогичные болезненные процессы происходят и в других языках. 

Говорящие результаты анонимного опроса среди учеников привела на круглом столе учитель русского языка и литературы Елена Николаевна Комракова. На вопрос «употребляете ли в своей речи нецензурные выражения?» «ДА» ответили 53% опрошенных, «НЕТ» — 15%; молодежным сленгом для удобства пользуются 61%; «иногда» используют нецензурные слова — 82%. Вот такая печальная картина.

Понятно, что дети — лицо своих родителей, о чем очень точно сказал Сергей Александрович Горин: «Русский язык для меня — основа и способ мыслительной деятельности, общения. Я как канарейка — как меня «напели» родители на русский язык, так я и пою. И мораль принял от языка, который является нравственной основой личности. Русский язык вместил и язычество, и православие, и социализм, и многое другое. Иностранные слова для меня отнюдь не комфортны, поэтому стараюсь их не применять, нахожу им замену в русском языке, потому что дорожу родным языком и берегу его экологию. Сохраняя чистоту родного русского языка, мы сохраняем себя, свою суть». 

Кстати, все участники круглого стола были солидарны в том, что необходимо минимизировать использование заимствований.
  Заместитель директора музея им. Н.А. Добролюбова Галина Алексеевна Дмитриевская рассказала о поучительной игре со школьниками «Твой речевой образ», которая проходила в музее вместе с психологом. Участницам предлагалось сформулировать четыре типа современной девушки. Получилось так: «оторва», «книжный червь», «карьеристка», «нормальная девушка». Затем участники игры составили лексикон каждого типа и на его основе  спрогнозировали судьбу представительницы каждого типа. Со старшими подростками обсуждались более глубокие темы, например, как язык приносит духовно-нравственное исцеление. Выступление Галины Алексеевны было очень интересным (почаще нужно бывать в музее им. Н.А. Добролюбова).

Редактор и переводчик издательства «АСТ» Надежда Николаевна Корнилова, опираясь на свой профессиональный опыт, а в год она редактирует до ста книг, аттестовала себя «лингвопессимистом»: «Мне больно видеть что происходит с русским языком. Я хорошо знаю немецкий, хуже — английский, и я убеждаюсь каждый день, что русский язык — самый богатый и могучий язык. Ни один из языков мира не может с ним сравниться. Увы, нас, лингвистов, мало, и мы — не «могучая кучка».

Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка и общего языкознания из ННГУ им. Н.И. Лобачевского Елена Александровна Жданова убеждена, что русский язык в своей истории «переваривал» многие заимствования, а вот относительно допуска филологами в «особых случаях» ненормативной лексики высказалась категорично — нельзя ни при каких обстоятельствах. Кроме этого, по мнению ученого, религиозная культура может стать спасительной для языка, хотя и в религиозной среде происходит упрощение, снижение регистра общения.

Завкафедрой русского языка Мининского университета, кандидат филологических наук Елена Ивановна Будорагина привела в защиту своей позиции «лингвооптимиста» главный маркер — растущая современная поэзия и интерес к ней в обществе. Более того, Елена Ивановна убеждена, что оценивать состояние русского языка необходимо, опираясь не только на оценку профессиональных лингвистов: «Нужно видеть людей, которые стремятся слушать поэзию, тех, кто идет на вечера современной поэзии, а сегодня собираются целые залы в разных городах России. В центральном Доме литератора в Москве вчера проходил поэтический вечер — был полный зал, поэтам рукоплескали. Многие сравнивают это с периодом шестидесятников. Люди воспринимают, слушают, потому что истосковались по настоящему русскому слову, поэтому говорить о том, что мы что-то теряем в языке — безосновательно».

Все мнения привести невозможно, поэтому свой краткий отчет о круглом столе заканчиваю словами доктора педагогических наук, заслуженного учителя России Мстислава Исааковича Шутана: «Действенны ли запретительные меры? У нас есть способы воздействия на учеников. Когда на уроке просто читаешь поэтические произведения и смотришь на реакцию детей, то, скажу честно, — дети преображаются. Так было, когда я начинал работу в школе в 1979 году, так происходит и сегодня». Мстислав Исаакович прочитал свое недавнее стихотворение о русском языке, но запись на диктофоне неразборчива, а жаль…

Ведущая (не модератор!) круглого стола Елена Вячеславовна Маринова поблагодарила всех за участие и выразила убежденность, что после такого разговора мы все будем чуть крепче: «Хорошо, что мы нашли друг друга, мы — единомышленники, мы понимаем свою миссию, преданы ей и нас не свернешь».

Марина Полевая


Константин Лашков: «Я поведу тебя в музей»

Опубликовано

Перед учителем-организатором исторического похода «Дорога Единства», на мой взгляд, стоит задача не обрушить лавину информации на школьников, не перегрузить, не превратить в увеселительную прогулку, а зажечь в каждом сердце искру интереса к истории родного города, которая со временем разгорится в чувство любви к Отечеству и в свой час отзовется истинным подвигом.

В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
— Я поведу тебя в музей! —
Сказала мне сестра.

С. Михалков

Эти строки Сергея Михалкова помнят, наверняка, многие представители старшего поколения. Казалось бы, что проще, — вместо уроков пойти с классом в музей или на экскурсию. Многие родители сегодняшних школьников даже возмущаются: «Наша классная никуда с детьми не ходит! Вот в наше время…» Действительно, учителя редко ходят на экскурсии с детьми. И дело здесь не только в денежных затратах и сложности подготовки документации по безопасности. Школьная экскурсия – это результат продолжительной работы с коллективом класса и родителями детей. Для того чтобы «выход в город» стал ярким и запоминающимся событием, необходимо предусмотреть множество нюансов и особенностей. Я не пытаюсь дать какие-то методические рекомендации, просто хочется поделиться некоторыми наблюдениями, которые накопились за десятилетия работы с детьми. 

Для детей экскурсия – это всплеск эмоций, освобождение от уроков, некое расслабление, необязательно для посещения мероприятие. Вот и звучат реплики: «а можно я не пойду?», «а я там сто раз была!», «а мы с родителями в это время на дачу поедем». Школьники воспринимают экскурсию не как учебное занятие, а как развлечение. Поэтому учителю необходимо объяснить и доказать необходимость каждого мероприятия, мотивировать учеников на серьезную умственную, аналитическую работу, иначе все превратится в балаган и бесцельно проведенное время. 

Одна моя опытная коллега говорила: «Поздно делать замечания детям в зрительном зале. Поведение детей в театре – это результат воспитания». Если школьники не умеют себя вести в общественных местах, не приучены семьей к уважению к старшим, к окружающим, то лучше отказаться от экскурсии, какой бы интересной и занимательной она не казалась взрослым. Наблюдал группу подростков при посещении одного монастыря. Учительница старается, рассказывает, объясняет, а у экскурсантов при этом отсутствующие лица, зевают, переговариваются. Удручающее зрелище. Еще большее неприятие вызвала одежда школьников. Они же отдыхают, а потому одеты очень свободно: худи, капюшоны на головах, косметика и вызывающие аксессуары явно сомнительной субкультуры. А у взрослых две позиции: одни снисходительны — «они же дети, они же не в школе», а другие негодуют — «как же так можно?». Помню, когда сам учился в шестом классе, мы ездили на экскурсию в Болдино и, возвращаясь, остановились в селе Выездном. Сопровождающие нас повели в храм, где уже началась вечерняя служба. Мы в красных галстуках стайкой потихоньку рассматривали старинный иконостас и паникадила. Старушки-прихожанки стали недовольно шушукаться, но одна из них сказала: «Ничего, пусть посмотрят». 

На мой взгляд, готовясь к экскурсии, обязательно надо обсудить с учениками вопрос внешнего вида и правил поведения: в чем идти, как себя вести, что недопустимо. Все это — проявление общей культуры. Если мы собираемся на учебную экскурсию, то и настрой должен быть соответствующий — на приобретение знаний. Безусловно, организуя экскурсию, необходимо учитывать возраст и интересы детей. 

Приведу еще пример: родители организовали экскурсию в Нижегородский художественный музей, пригласили экскурсовода познакомить детей с музейными шедеврами. Музейный работник подводит шестиклассников к знаменитому полотну Бориса Кустодиева «Русская Венера». Сначала один, подтрунивая над девчонками, начинает смеяться, затем девчонки начинают насмехаться над парнишкой, потом начинается такой хохот… Теперь они уже в одиннадцатом классе, а смеются до сих пор. А почему это происходит? Музейные экскурсоводы не всегда знают возрастные особенности детей и уровень познаний школьников. Некоторые музейные работники во время экскурсии прибегают к методу эвристической беседы, начинают задавать вопросы, как им кажется, по школьному курсу, а в результате слышат лишь невразумительные ответы. И многие взрослые делают скоропалительные выводы, — мол, в школе ничему не учат, во всем ЕГЭ виновато. Уверяю, что это не так. Просто взрослые забывают, какими были они в этом возрасте. 

Все меняется и, к сожалению, не в лучшую сторону. В конце прошлого века в монументальном искусстве наметилась тенденция на создание камерных памятников выдающимся людям. Появилась мода фотографироваться в обнимку с бронзовой знаменитостью. В результате стерлось трепетное отношение к мемориалу. Но школьник даже младших классов должен понимать, что МЕМОРИАЛ от слова «ПАМЯТЬ», он должен осознавать, что герой ценой своей жизни заслужил чести быть увековеченным в бронзе. Это значит, что посетитель мемориала должен испытывать благоговейные чувства перед памятью, подвигом, молча склонить голову, разговаривать полушепотом. У нас же, к огромному сожалению, некоторые родители поднимают ребенка-школьника на постамент, сажают на плечи… Удручает, что, к примеру,памятник Максиму Горькому на благоустроенной набережной Федоровского утратил авторский замысел скульптора и превратился в скалодром для детишек. Или выставка оружия в Кремле: да, нижегородцы любят технику, выставленную в кремле, не одно поколение юных горожан испытало на себе крепость брони танков и самоходок, но то, что позволительно в младшем возрасте, абсолютно недопустимо в среднем и старшем школьном возрасте. Выставка военной техники в кремле – это мемориал «Горьковчане – фронту», это место памяти о тех тружениках тыла, что ковали победу в тылу. 

Успех школьной экскурсии зависит от многих факторов: от погоды, времени суток, от дня недели. Была такая история: родители организовали экскурсию в знаменитый отдаленный монастырь. Оказалось, что это был день большого церковного праздника с участием первых лиц страны. Нашу группу провели по обители, все рассказали, показали, но огромное скопление людей, ограничения к некоторым объектам помешали созданию у детей целостного представления об истории этого места.

Наш город необычайно красив, в нем сосредоточено большое количество памятных мест, музеев, памятников, мемориалов, поэтому Нижний Новгород обладает огромным воспитательным и образовательным потенциалом. Неслучайно в последние годы поток туристов в Нижний Новгород неизменно увеличивается. Безусловно, памятные места нашего города надо превращать в образовательные площадки. Фонд «Земля нижегородская» делает для этого многое. Информационные стенды, уличные экспозиции, GR-коды на объектах культурного наследия, выставки под открытым небом – все это позволяет расширить знания нижегородцев и гостей города о прошлом. Посещение исторических мест учащимися в рамках школьной экскурсии становится уроком патриотизма на всю жизнь.

Маршрут исторического похода «Дорога Единства» сложный и многогранный. За каждым объектом этого маршрута скрыты огромные пласты истории, судьбы и подвиги людей. Поэтому перед учителем-организатором исторического похода «Дорога Единства» стоит задача не потеряться в этом море информации, не обрушить лавину информации на школьников, не перегрузить, не превратить в увеселительную прогулку, а зажечь в каждом сердце искру интереса к истории родного города, которая со временем разгорится в чувство любви к Отечеству и в свой час отзовется истинным подвигом.

Константин Владимирович Лашков,

учитель истории школы №22



603001, Нижний Новгород,
Нижневолжская набережная, 7/2,
офис 22

(831) 430-28-15

zhar-ptica27@yandex.ru


Модернизация сайта проводится при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив