Евгений Гребнев Церковь Рождества Иоанна Предтечи поставлена в честь Грозного царя — Фонд «Земля Нижегородская»

Благотворительный фонд
«Земля нижегородская»

Н.Новгород, Нижне-Волжская наб., 7/2, оф. 22
(831) 430-28-15, zhar-ptica27@yandex.ru

Н.Новгород, Нижне-Волжская наб., 7/2, оф. 22
(831) 430-28-15, zhar-ptica27@yandex.ru



(831) 430-28-15

Нижний Новгород,
Нижневолжская наб.,7/2,
2 этаж, офис 22

zhar-ptica27@yandex.ru


Евгений Гребнев Церковь Рождества Иоанна Предтечи поставлена в честь Грозного царя

Опубликовано

Издревле наши предки-нижегородцы ставили церкви, заботились о спасении души, а когда того требовали суровые обстоятельства, о спасении Отечества. Возведение церквей в Нижнем Новгороде началось с момента его основания. Опубликованный А. Гациским «Нижегородский летописец» повествует: «В лето 6720 году великий князь Юрий Всеволодович заложил град на устье реки Оки и нарече имя ему Нов град Нижний: и церковь постави в нем соборную Архистратига Михаила древянную».

В храмах нуждался и посадский люд, живший вне городского укрепления. Снова обратимся к «Нижегородскому летописцу»: «В 1371 году князем Дмитрием Константиновичем построена была в Нижнем Новгороде на Почайне каменная церковь во имя святого Николая Чудотворца». Церковь Николая Чудотворца и площадь перед ней на века становятся центром общественной жизни Нижнего посада, а затем Нижнего базара. Рядом возводились и другие церкви, вначале деревянные, которые со временем перестраивались в каменные. Время от времени случались страшные пожары, уничтожавшие полностью или частично постройки на Нижнем посаде. Город подвергался набегам ордынских полчищ, страдал от междоусобной брани, от лихих людей, вроде новгородских ушкуйников и соседних племен. Не раз Нижний Новгород был разграблен, выжжен, население истреблялось или уводилось в плен. Город снова и снова возрождался из пепла. Одни сгоревшие церкви неоднократно восстанавливались, а некоторые уже не возобновлялись, например церковь Спаса Обыденного, стоявшая в Солодяном ряду и сгоревшая в 1706 году. В XIV веке напротив ныне восстановленной Зачатьевской башни кремля был основан Зачатьевский женский монастырь с церковью во имя Покрова Пресвятой Богородицы и церковью Зачатия Иоанна Предтечи. Горел он много раз и в 1764 году был упразднен путем причисления к Происхожденскому монастырю, стоявшему вблизи Георгиевской башни кремля.

На месте Красных казарм стояла деревянная церковь Бориса и Глеба, а на берегу Волги, почти под самой Георгиевской башней – деревянная церковь во имя Параскевы Пятницы. Пятницкая церковь в 1684 году была перестроена в каменную, а в 1837 году была упразднена и перенесена на старую Сенную площадь, где стала именоваться Троицкой (ныне на ее месте на улице Большой Печерской стоят корпуса № 1 и 2 Нижегородского лингвистического университета).

Загадка посвящения церкви «святаго Ивана Предотечи»

Интересна история действующей и ныне нижнепосадской церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи. Историкам не удалось документально установить, в каком году на Нижнем посаде Нижнего Новгорода была построена эта церковь в первоначальном «древяном» виде. Первое письменное упоминание о церкви датируется 1621 годом. Вот что говорится о ней в Писцовой книге: «В торгу у Ивановскаго мосту церковь святаго Ивана Предотечи древяна клетцки с трапезою и с папертьми… и в церкви образа местные и деисус и двери царские и поставные свечи и колокола и всякое церковное строение мирское». Других письменных свидетельств о деревянной Предтеченской церкви не сохранилось.

Постараемся установить исторический отрезок времени, в котором был построен храм. У классика нижегородского краеведения Александра Серафимовича Гациского в «Нижегородке» сообщается следующее: «Желая окончательно укрепить Нижний, Иван III Васильевич в 1500 году приказал снова приступить к крепостным работам, начатым Дмитрием Константиновичем, но и на этот раз дело не пошло далеко: построена была, в дополнение к уже существующей Дмитриевской, еще одна башня – Тверская (нынешняя Ивановская, выходящая на Нижний базар)». Здесь следует обратить внимание на то, по какому принципу получали свои названия башни Нижегородского кремля. Напротив Георгиевской башни на волжском Откосе стоял богато украшенный изнутри «золотой» храм Георгия Победоносца. Нынешняя Пороховая башня именовалась Спасской в честь Спасо-Преображенского кафедрального собора, стоявшего в кремле. Кладовая башня называлась в разные периоды Вознесенской, Алексеевской, Воскресенской. Напротив Никольской башни стояла Верхнепосадская Никольская церковь, на месте которой в советские годы была построена гостиница «Москва», а сегодня воссозданный храм стоит восточнее и в уменьшенном виде. Тайницкую башню называли Мироносицкой в честь церкви святых Жен Мироносиц, что стоит на Почаинском овраге. Северную башню называли Ильинской в честь церкви Ильи Пророка, а также Николаевской в честь нижнепосадской Николаевской церкви – самой древней на Нижнем посаде, уничтоженной в 1929 году. Белую башню называли Симеоновской в честь церкви Симеона Столпника в кремле. Названия Зачатской и Борисоглебской башням дали одноименные церкви Нижнего посада. Поэтому кремлевские башни именовались в честь ближайших храмов, ведь храм – это небо на земле, это небесное покровительство городу.

Великий Князь Василий III

В «Нижегородском летописце» сделана запись за 1505 год о нашествии Махмета Аминя, где упоминается Тверская башня, с которой стреляли литовские пушки. Значит, Предтеченской церкви на тот момент еще не было. Чтобы сузить временные границы появления на Нижнем посаде церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи, которые пока охватывают промежуток с 1505 года по 1621год, рассмотрим события после 1505 года в плане их исторического значения для всего Московского государства.

Постоянное стремление Казанского царства выйти из-под зависимости Руси заставило великого князя московского Василия III укреплять волжский форпост – завершить в Нижнем Новгороде строительство каменного кремля, которое велось под руководством итальянца Франческо с 1508 по 1511 год. Эти каменные стены спасли Нижний Новгород в 1513 году от астраханских татар, но в том же году другой враг – пожар 1августа испепелил весь город, в том числе и первоначальную дубовую городскую стену. В 1520 году 7 мая, в день Вознесения, пожар, начавшись от Николаевской церкви, истребил весь Нижний посад. Вскоре после пожара, 21 августа, к Нижнему Новгороду подступил казанский царь Саип-Гирей. Он стремился выйти из-под власти Москвы. В этот поход он пограбил области нижегородские и владимирские, но от Нижнего отошел ни с чем. В 1523 году сам великий князь Василий Иванович с многочисленным войском прибыл в Нижний Новгород 23 августа и, отправив войско на Казань, прожил в городе до 15 сентября, затем вернулся в Москву. Затем войско, собранное в Нижнем Новгороде, посылалось на Казань в 1524 и 1530 годах. Дальше следует дословно процитировать описание этих событий по работе замечательного нижегородского историка Николая Ивановича Храмцовского «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода»: «После похода 1530 года в Нижний Новгород было приведено и заключено в нем множество пленников. В том же году Нижний видел в стенах своих великолепное торжество: Джаналей, назначенный Василием Иоанновичем на престол казанский, давал присягу в верности великому князю; при этом присутствовал воевода нижегородский, князь шуйский, его товарищи и присланные нарочно из Москвы Федор Бороздин и дьяк Третьяк Раков».

Теперь представим это торжество, которое в древности называли «почестен пир», где присутствует и нижегородский воевода. Это конец 1530 года, и все присутствующие знают, что в Москве у великого князя Василия III радость, куда большая, чем сегодняшний повод: в августе сего 1530 года великая княгиня Елена Глинская родила ему наследника Ивана – будущего первого русского царя Ивана IV Грозного. И, конечно, нижегородцы хотели уважить великого князя, увековечить это событие. А самый достойный для этого способ перед Богом и людьми – освятить в честь этого события новую церковь. И вот параллель: рождение Ивана наследника – Рождество Иоанна Предтечи. Почему именно Предтечи? В сознании православного народа величие этого святого подтверждено словами самого Спасителя: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восстал больший Иоанна Крестителя» (Матф. 11:11). В таком сравнении могло заключаться желание нижегородцев видеть укрепление, величие Руси под рукой будущего великого правителя.

Царь Иван Грозный. Парсуна середины XVIIIв

И дальше находим у историка то, что подтверждает наше предположение: «Вскоре после этого торжества Нижний снова испытал бедствия: ночью с 3 на 4 июля загорелся Нижний посад около Рождественского ручья, потом пламя перебросилось к кремлю, и загорелась крыша Ивановской башни, в которой тогда была устроена стрельница и хранился порох. Башню взорвало, и запылали улицы кремля, где погорело множество домов, несколько церквей и дворец князей нижегородских. На посаде же сгорело 1400 домов, множество лавок, амбаров – словом, все строения, занимавшие пространство от церкви Рождества до церкви Святой Параскевы Пятницы, сгорели дотла». Вот они, главные слова – «Ивановская башня». Мы уже рассмотрели принцип, по которому башни Нижегородского кремля получали свои названия. Поскольку эта башня не была безымянной, то сменить название на более достойное она могла только в честь ближайшей церкви, ведь в духовном смысле новое название было более высокого порядка, оно служило небесной защитой города, чего не было в мирском названии башни «Тверская». В изложении этого исторического события Н.И. Храмцовский ссылается на Никоновскую и Львовскую летописи. А «Нижегородский летописец», фиксируя год этого события, лаконично излагает масштабы бедствия: «В 1531 году в Нижнем Новгороде сгорел посад от Рождественского ручья вплоть до Пятницкой церкви, причем сгорело до 1400 дворов и, кроме того, лавки и амбары; пострадали также строения в городе».

В рассмотренный период времени с 1505 до 1530 года, когда нижегородцам пришлось строить кремлевские укрепления, отбиваться от врагов, не раз восстанавливать свои дома после больших пожаров, не было ни возможности, ни повода для строительства церкви Рождества Иоанна Предтечи. Но в 1531 году, судя по наименованию башни кремля «Ивановская», церковь уже появилась. Исходя из приведенных исторических работ классиков нижегородского краеведения Н.И. Храмцовского и А.С. Гациского, где все строго согласуется с летописями, следует сделать вывод, что исторически обоснованный и исторически мотивированный период появления на Нижнем посаде Нижнего Новгорода деревянной церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи – это конец 1530 – начало 1531 года.

Конечно, в первый же год после постройки Предтеченская церковь сгорела, поскольку была близко расположена к взорвавшейся башне, впрочем, сгорел весь посад. Вероятно, церковь восстанавливали вместе с остальными строениями на Нижнем посаде, а то, что появление этой церкви не отражено в летописи, совсем неудивительно: как выделить в масштабах такого народного бедствия, когда жители 1400 домов остались без крова, строительство одной из деревянных церквей? Как видим, грозно проявился в Нижнем Новгороде первый год жизни будущего царя Ивана Грозного, знаменуя будущие грозные для страны события.

Иван Грозный в Нижнем Новгороде после покорения Казани

И вот 24 января 1548 года Нижний Новгород смог лицезреть самого Ивана Васильевича, год назад венчанного на царство и провозглашенного самодержавным царем. Теперь он предпринял новый поход против Казани: было несколько неудачных попыток покорить Казань, царь вновь возвращался в Нижний. Но великое и значимое для нижегородцев событие произошло только в 1552 году. Снова обратимся к работе Н.И. Храмцовского: «Взяв Казань и покорив совершенно все Царство Казанское, Иоанн возвращался домой через Нижний Новгород. Взятие Казани было истинным благом для нижегородцев, столь долго страдавших от беспокойных и бесчеловечных соседей, – и вот нижегородцы встретили победителя Казани с торжеством. Октября 19, лишь только показались в виду Нижнего ладьи Иоанна, раздался звон на всех колокольнях нижегородских; толпы народа усеяли берег Волги; архимандрит и все городское духовенство в церковном облачении, с хоругвями и святыми иконами выступили навстречу государю. Как только Иоанн сошел с ладьи, нижегородцы упали на колени и поклонились до земли победителю, обливаясь слезами, славя Бога и молясь громогласно, чтобы милосердный Господь умножил дни жития государя – сокрушителя хищных врагов, избавителя «от таковых змий ядовитых», от которых страдали много лет; «и толик плач благодарный в народе бысть, яко священником и пети престати, от многаго плача, и государя многими благодарениями хваляху, избавителем его взываху». Так Нижний Новгород встретил первого русского царя – того, кто впервые в России был венчан на царство. Царь явился во славе победителя, и теперь нижегородцы могли облегченно вздохнуть: покорен самый опасный враг. Общую радость этого дня испытали и прихожане Нижнепосадской Предтеченской церкви.

И.А. Милотворский в книге «Нижний Новгород, его прошлое и настоящее», изданной в 1911 году, говоря о воротах Ивановской башни, отмечает: «Ими же в прежнее время въезжали в кремль и все Высочайшие гости Нижнего». Так царь-победитель, следуя мимо Предтеченской церкви, через эти ворота въехал в нижегородский кремль. В память победы над Казанью царь Иван IV выстроил в Москве на Красной площади собор Покрова Божией Матери, который мы привыкли называть храмом Василия Блаженного, ставшим сокровищем мировой культуры. А в Нижнем Новгороде царя встречала, построенная в честь его рождения, деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Для Нижнего Новгорода, стоящего у слияния двух великих рек, долгое время главными транспортными путями оставались водные. Поэтому главными воротами в город была Ивановская башня, а церковь Иоанна Предтечи стояла на пути следования российских императоров, которые, начиная с Петра I, совершали исторические визиты в землю Низовскую. Это название было связано с ее географическим положением – низовьем Оки.

Благотворители Предтеченской церкви – братья Дранишниковы и братья Фроловы

Нижнепосадская Предтеченская церковь полтора века сохраняла деревянный облик. А в 1684 году она была отстроена в камене. Нижегородский деловой человек Гаврила Степанович Дранишников, уцелев в Астрахани во время разинского бунта, дал обет совершить такую перестройку. Правда, он немного не дожил до завершения благого дела, – строительство завершал его брат Лаврентий. И в последующий период своей истории для Предтеченской церкви находились благотворители из числа состоятельных деловых людей. Такие люди, будучи православными, понимали, что кому много дается – с того и много спросится.

В дореволюционный период наибольший вклад в дело восстановления церкви внесли опять братья. Это были староста церкви Иван Иванович Фролов и его старший брат Семен Иванович, они осуществили несколько строительных этапов с 1878 по 1902 год. Здесь по соседству на улице Живоносновской, имевшей народное название Миллионная, действовал их винный завод и гостиница, известная как «Полицмейстерские номера».

Возрождение храма Рождества Иоанна Предтечи

А после периода советского богоборчества для восстановления обезображенной церкви, стоящей в историческом центре города, потребовалась капитальная реконструкция, которая закончилась в 2005 году. Тогда 4 ноября в праздник иконы Казанской Божией Матери святейший патриарх Алексий II освятил возрожденный храм и поблагодарил всех, кто потрудился для восстановления церкви, удостоив высокой церковной награды одного из главных благотворителей в этом благом деле – руководителя Балахнинского бумкомбината «Волга» Шалву Бреуса. Сегодня мы видим, что судьба этого нижнепосадского храма после всех испытаний сложилась счастливо, если не считать извечных проблем с подземными водами.

Судьба церкви Николая Чудотворца (Никольской Нижнепосадской)

Совсем иначе сложилась судьба древнейшей нижнепосадской Николаевской церкви, поставленной великим князем Нижегородским и Суздальским Дмитрием Константиновичем после его утверждения на Нижегородском престоле в 1365 году, когда он отказался от главенства в Русском государстве, которое держал три года на Владимирском престоле, в пользу московского князя – будущего Дмитрия Донского, чем способствовал укреплению Москвы как столицы единого государства.

Принято считать, что спасительное для российской государственности и духовности воззвание Минина прозвучало здесь, на Нижнепосадской площади. Теперь площадь перед церковью в честь Рождества Иоанна Предтечи, на которой наконец-то установлен памятник предводителям Нижегородского ополчения Минину и Пожарскому – уменьшенная копия того, что создавался скульптором Иваном Мартосом для установки на родине героев – в Нижнем Новгороде, стала именоваться площадью Народного единства. А памятник спасителям России обращен к тому месту, где стояла древнейшая на Нижнем Посаде Николаевская церковь. Сегодня на этом месте стоит трехэтажное здание с адресом: Рождественская улица, 11–13 и вывеской «Общественно-деловой центр «Рождественский», но нет никакого упоминания об исторической и духовной значимости этого места. Только очень хочется сознавать, что мы честны в освящении прошлого нашей земли Низовской, что из века в век мы сохраняем свои исторические и духовные корни.

Сведения об авторе

Подписи под иллюстрациями

  1. Великий князь Василий III
  2. Царь Иван IV Грозный. Парсуна середины XVIII века.
  3. Олеарий А. Нижний Новгород в XVII веке. Гравюра 1656 г. Фрагмент. Одна из нижегородских клетцких церквей.
  4. Чернецов Н.Г. Нижний Новгород. 1838 г. Фрагмент. В центре нижнепосадские церкви – Предтеченская и Николаевская, слева церковь Живоносного Источника, давшая название улице Живоносновской (Миллионной).
  5. План Нижнепосадской площади на 1877 год. На плане отмечены: 1 – Предтеченская церковь; 2 – Николаевская церковь; 3 – Казанская церковь; 4 – Ивановская башня Нижегородского кремля.
  6. Нижнепосадская площадь. Справа видна колокольня Предтеченской церкви, слева – Нижнепосадская Николаевская церковь. Фото А.О. Карелина. 1896 год.

31 января 2024 года Фонду «Земля нижегородская» исполнилось 30 лет. Благодарим друзей и партнеров за сотрудничество и доверие!



603001, Нижний Новгород,
Нижневолжская набережная, 7/2,
офис 22

(831) 430-28-15

zhar-ptica27@yandex.ru


Модернизация сайта проводится при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив